На саммите в Брюсселе, проходившем в четверг и пятницу, лидеры Евросоюза договорились о завершении в декабре в Копенгагене переговоров о присоединении к ЕС десяти стран и подписании соответствующего договора в апреле 2003 года в Афинах.
Приготовления к саммиту носили почти драматичный характер. Разногласия между государствами ЕС по поводу финансирования общей сельскохозяйственной политики после вступления новых стран, в большинстве своем аграрных, могли сорвать сроки расширения. Соглашение все же было достигнуто на основе франко-германского компромисса. Вопрос о финансировании и реформе сельскохозяйственной политики отложен до 2006 года. Согласован механизм бюджетных компенсаций на 2004-2006 годы, необходимый для того, чтобы бюджетные условия стран-кандидатов не ухудшились по сравнению с периодом, когда они не входили в Евросоюз.
Калининградский сюжет, который больше всего интересует Россию, занял гораздо более скромное место в работе саммита. По существу, вопрос был решен еще 22 октября в Люксембурге на заседании Совета ЕС по общим вопросам и внешней политике, брюссельский саммит лишь утвердил это решение. Политики, как европейские, так и российские, заявили о достигнутом компромиссе по поводу транзита российских граждан в Калининград по территории Литвы.
Последние предложения Евросоюза действительно отличаются от предыдущих в более выгодную для России сторону. Тем не менее решение саммита подтверждает позицию, которой ЕС придерживался в течение нескольких лет: визовый режим для российских граждан при облегченной процедуре визового транзита через Литву.
С 1 января следующего года Литве предложено осуществлять контроль на границах на основе национального законодательства, причем в самой гибкой форме, с тем, чтобы не нарушать традиционный поток пассажиров, следующих поездом. Вместе с тем Литва будет иметь право отказать в праве въезда на свою территорию. Фактически, такая оговорка должна означать подтверждение намерения Литвы ввести визовый режим. С 1 июля 2003 года вводится упрощенный транзитный документ для всех видов прямого транзита между Калининградом и остальной частью России. ЕС и Литва заверяют, что процедура выдачи документа будет как можно менее бюрократической, особенно для пассажиров поезда.
Совет ЕС в Люксембурге заверил Литву в том, что специальные решения о транзите в Калининград никак не повлияют на сроки ее присоединения к шенгенской группе. Юридической гарантией данного обещания станет особое положение в будущем договоре о вступлении в ЕС, подтверждающее введение упрощенного документа и, возможно, и скоростного поезда в перспективе. Получив такие гарантии, Литва вместе с ЕС выразила согласие начать изучение возможностей запуска скоростного поезда после декабрьского заседания Совета ЕС, который примет официальное решение о расширении. Правда, пока говорится лишь об определении условий для начала изучения, хотя изучение будет проведено в самые короткие сроки. Довольно запутанная формулировка, но все же приближающая момент дискуссии о скоростном поезде. Однако Совет ЕС специально подчеркнул, что реально говорить о таком поезде можно будет лишь после того, как Литва станет членом ЕС.
Так в чем же компромисс? Что нового в позиции Евросоюза дает основания России считать, что лед тронулся? Начало обсуждения идеи о скоростном поезде? Да, пожалуй, хотя это пока всего лишь обсуждение, до принятия решения еще далеко. Есть еще один момент, вселяющий оптимизмов в российских политиков. Предложение о "мягком и гибком" способе регулирования Литвой контроля на границах на основе национального законодательства трактуется как возможное сохранение безвизового режима для пассажиров поездов еще на полгода. Вопрос, видимо, будет уточняться на саммите России и ЕС 11 ноября. Тогда, в лучшем случае, безвизовый транзит для поездов просуществует еще полгода.
В то же время от России требуются очень серьезные шаги. Речь идет о подписании соглашений о реадмиссии с ЕС и странами-кандидатами в самое ближайшее время. Эта мера необходима для начала диалога Евросоюза и России о безвизовом режиме. Особо подчеркнуто, что данные переговоры будут происходить отдельно от калининградских. Это означает, что даже в случае подписания Россией договоров о реадмиссии ей вовсе не обещано сохранение безвизового транзита через Литву.
Сама по себе идея переговоров о будущем безвизовом режиме представляется весьма своевременной, так как подразумевает интенсификацию сотрудничества обеих сторон в борьбе с нелегальной иммиграцией, организованной преступностью и терроризмом. О необходимости такого сотрудничества Евросоюз специально заявил на саммите в Брюсселе, выразив солидарность с Россией в связи с терактом в Москве. Однако очевидно, что говорить о безвизовом режиме можно лишь в очень отдаленной перспективе, а соглашение о реадмиссии требуется уже сейчас. Понятно, что Россия как всякая цивилизованная страна, должна будет подписать такое соглашение, но лишь после того, как добьется того же от своих южных и восточных соседей. Иначе ей придется в одиночку тащить груз депортации из ЕС нелегальных иммигрантов.