Буквально накануне захвата группой Мовсара Бараева заложников в Москве Аслан Масхадов в выступлении на собственном сайте "Чеченпресс" заявлял: "Практически все, кто с оружием в руках, находятся под моим контролем... Я готов нести ответ за каждого из них... Я веду работу не только по консолидации вооруженных сил... а всех чеченцев, где бы они ни находились... Ответственно заявляю, что никто с территории Чечни никакие теракты не осуществлял и не планировал". Вчера это его интервью "Чеченпресс" убрал в архив. Новых выступлений, связанных с событиями в Москве, лидер чеченских сепаратистов не делал. Зато распространено заявление его представителя Ахмеда Закаева, который "не обладает достоверной информацией о происходящем в Москве", но если захват заложников действительно осуществлен чеченцами, то, по словам Закаева, это следует рассматривать как "жест крайнего отчаяния". Кроме того, масхадовский министр здравоохранения Ханбиев заявил, что "президент и правительство всегда осуждали и осуждают терроризм и всегда сдерживали их, насколько это возможно".
Не так давно о лояльности Масхадову заявили практически все полевые командиры, а главное - Шамиль Басаев. Именно это и позволило говорить о консолидации боевиков. Но, как оказалось, не под началом Масхадова. А его представитель Ахмед Закаев даже не был в курсе действий Мовсара Бараева.
Между тем глава администрации Чечни Ахмат Кадыров заявил, что знает Мовсара Бараева, но сомневается, что именно он командует акцией. И это похоже на правду. После уничтожения одного из наиболее одиозных полевых командиров Арби Бараева летом 2001 года его дела, в частности, командование так называемым Исламским полком, нужно было кому-то передать. И если бы у него не было племянника, то его нужно было бы придумать. Что фактически и произошло - Мовсар Сулейменов стал Мовсаром Бараевым. Сам же он до этого ничем особенным не отличился, а после его "возвышения" самыми заметными событиями, связанными с его именем, были неоднократные заявления силовиков об уничтожении полевого командира. Таким образом, Мовсар Бараев стал неким знаменем террористов и их истинных командиров.
Как раз это и встревожило практически всех чеченцев, в том числе и Аслана Масхадова, "отвечающего" за них. Чем закончатся события в Москве, еще неизвестно, а вот чем это может обернуться для всех чеченцев в России, уже ясно. Не случайно чеченские диаспоры многих российских регионов сделали специальные заявления, смысл которых сводится к тому, что террористы не имеют никакого отношения к чеченскому народу и исламу. Ахмат Кадыров заявил, что население Чечни восприняло действия террористов с глубоким возмущением, а жители республики осознают, что подобными действиями невозможно приблизить мир.
Депутат Госдумы РФ Асламбек Аслаханов в первые часы трагедии обратился к представителям чеченской диаспоры с призывом приехать повлиять на ситуацию. По его словам, то, что делают террористы, прежде всего повредит чеченцам. Чеченец, сказал Аслаханов, - это не бородатый мужчина, обвешанный оружием, а цивилизованный человек. Спецпредставитель президента РФ по правам человека в Чечне Абдул-Хаким Султыгов, в свою очередь, заявил, что люди, которые не имеют ни национальности, ни вероисповедания, повели очень активную и жесткую борьбу и понятно, что за их спиной стоят очень серьезные силы, которые хотели бы дестабилизировать обстановку не только в России, но во всем цивилизованном мире. Султыгов отметил, что никакая война в Чечне, проблемы чеченского народа этих людей не волнуют. "Америка изменилась после 11 сентября. Мы тоже должны сделать это - для этого существует простая формула: одна национальность, одна страна, один президент. Мы все должны быть едины", - сказал Султыгов.