Российский Ил-62М, разбившийся вчера утром при посадке в аэропорту Бишкека, мог выполнять рейс в интересах антитеррористической коалиции, ведущей спецоперацию в Центральной Азии. Именно такой вывод можно сделать, исходя из обстоятельств катастрофы. Все данные о ней были с самого начала закрыты по требованию американских военных с базы, расположенной на территории аэропорта "Манас". Кроме того, военнослужащие США отказались пропустить к месту катастрофы реанимобили и машину киргизской "Службы спасения". Наконец, получившие ранения российские летчики, по словам представителей аэропорта, были доставлены в "госпиталь для иностранцев".
Грузовой Ил-62 частной авиакомпании "Третьяково" совершал чартерный рейс # 9695 из "Домодедово". На борту лайнера, которым управлял владелец и генеральный директор авиакомпании Харис Сафиулин, находились еще восемь членов экипажа. В киргизском управлении ГО и ЧС корреспонденту "НГ" заявили, что самолет был пустой и направлялся в Бишкек за грузом. Примечательно, что, по данным источника "НГ", пилоты отказывались обсуждать со своими коллегами, оставшимися в Москве, характер и детали полета в Бишкек, а также с каким грузом им придется иметь дело.
Получить какую-то информацию о случившемся в офисе авиакомпании, базирующейся в Домодедово, вчера оказалось невозможно. В телефонной беседе брат командира экипажа, технический директор компании "Третьяково" Хабис Сафиулин отказался комментировать случившееся, сославшись на неосведомленность. Интернет-сайт авиакомпании "Третьяково" также оказался вчера недоступен. Однако "НГ" удалось выяснить, что компания, созданная в 1994 году, осуществляет грузопассажирские перевозки по территории России и за рубежом. В частности, шесть воздушных судов "Третьяково" - три Ил-62М, два Ил-18 и один Ту-134 - летают в Италию, Германию, Турцию, а также в Ливию, ОАЭ, Мавританию и Сирию.
При посадке Ил-62 выскочил за взлетно-посадочную полосу, пробил бетонные заграждения аэропорта, пропахал 800 метров до лесополосы и оврага, где развалился на части и сгорел. Экипажу удалось выбраться из горящей машины. При этом тяжелые ранения получили командир лайнера и второй пилот Виктор Шведов, еще у четверых членов экипажа - легкие ранения. По имеющимся данным, они определены на лечение в лечебно-оздоровительное объединение при администрации президента Киргизии.
Для выяснения причин аварии создана межгосударственная комиссия, в состав которой вошли сотрудники Департамента национальной безопасности, МВД и Генпрокуратуры Киргизии. А вчера вечером в Бишкек вылетели специалисты Межгосударственного авиационного комитета (МАК).
Из объяснений членов экипажа следует, что самолет при заходе на посадку попал в условия "сдвига ветра" (резкое изменение скорости воздушных потоков в приземных слоях). Этой версии не исключают и в Государственной службе авиации России (ГСГА). По словам ее руководителя Александра Нерадько, вследствие этого лайнер "приземлился за несколько десятков метров до конца взлетно-посадочной полосы". Однако руководство аэропорта "Манас" склоняется к версии, что причиной аварии стал отказ тормозной системы лайнера. Кроме того, по некоторым данным, пожар на борту начался еще в воздухе, и в связи с этим экипаж начал сажать лайнер за несколько десятков метров до конца полосы.
Окончательная причина аварии станет известна только после заключения межгосударственной комиссии. Заместитель начальника аэропорта "Манас" Александр Бабенко сообщил корреспонденту "НГ": "Комиссия уже приступила к работе. Составляются схемы движения и посадки Ила, специалисты извлекли "черный ящик" и сейчас расшифровывают переговоры экипажа". Кроме того, вчера стало известно, что Минтранс РФ начинает внеплановую проверку в авиакомпании "Третьяково" на предмет соответствия ее работы сертификационным требованиям.