Московский гарнизонный военный суд передал вчера так называемое "дело статистиков" на рассмотрение в Московский городской суд. Это решение судьи, подполковника юстиции Евгения Занездрова обусловлено тем, что один из обвиняемых, офицер Федерального агентства правительственной связи и информации (ФАПСИ) Игорь Сторчевой скончался в августе нынешнего года (дело в его отношении прекращено), и теперь перед судом предстанут исключительно гражданские лица.
Бывшим руководителям Государственного комитета статистики России - председателю Юрию Юркову, первому заместителю Валерию Далину, директору Главного вычислительного центра (ГВЦ) Борису Саакяну, руководителю отдела Валерию Сальникову, а также еще пятерым гражданам вменяются в вину преступления, предусмотренные сразу несколькими статьями УК РФ, в том числе получение и дача взятки в крупных размерах, подделка документов и растрата. Причиненный государству материальный ущерб следствие оценило в 5 млрд. неденоминированных и 2 млн. деноминированных рублей.
Верхушку Госкомстата задержали в начале июля 1998 года, а спустя несколько дней по оперативным материалам Управления экономической контрразведки ФСБ было возбуждено уголовное дело. Руководителей Госкомстата заподозрили в том, что они продают коммерческим структурам конфиденциальную служебную информацию. При задержании Юрков и Саакян написали заявление о явке с повинной, но затем неожиданно отказались от собственных показаний. Расследованием "дела статистиков" занялась Генпрокуратура.
По данным следствия, в преступной группе, орудовавшей в Госкомстате, состояло более 20 человек, в том числе высокопоставленные сотрудники Министерства труда, а также офицеры ФАПСИ. Все подозреваемые, как утверждали ведущие дело следователи, были связаны между собой круговой порукой, служебной и финансовой зависимостью. В ходе расследования многие из фигурантов дела дали признательные показания о том, что передавали деньги главному обвиняемому - Борису Саакяну. В частности, выяснилось, что, например, ФАПСИ на выгодных для Госкомстата условиях покупало у него информацию для пополнения собственных статистических данных.
Начало судебных слушаний было назначено на 19 июля нынешнего года, однако тогда заседание отложили по обоюдной просьбе сторон - представители гособвинения и адвокаты подсудимых попросили предоставить им дополнительное время "для более детального изучения материалов дела". Прогнозировать исход суда сегодня не берется никто: далеко не все находящиеся на скамье подсудимых признают себя виновными. Насколько известно, до конца расследования не признал вины Юрий Юрков. К тому же в современной российской судебной практике наберется немного примеров, когда госчиновники высшего ранга получали реальные сроки заключения. Исключением, пожалуй, стал только главный финансист Минобороны - Георгий Олейник, приговоренный к трем годам лишения свободы за незаконный перевод на Украину 450 млн. долл. Чаще происходит иначе - достаточно вспомнить процесс над бывшим министром юстиции Валентином Ковалевым, получившим девять лет условно за хищение 1,3 млрд. неденоминированных рублей.