В течение всей минувшей недели на Северный Кавказ обрушивались потрясения военного, криминального, техногенного и природного характера. В то время как в Северной Осетии боролись с последствиями схода ледника, в соседней Ингушетии в течение нескольких дней федеральные силы преследовали банду чеченских боевиков, проникших с территории Грузии и напавших на селение Галашки. Вчера спецоперация по их поиску и нейтрализации продолжалась. В ингушских селах Аршты и Чемульга, расположенных на административной границе с Чечней, проводилась проверка паспортного режима. В республиканском МВД в воскресенье заявили, что активная фаза спецоперации еще не завершена, артиллерия и авиация "обрабатывают" горно-лесистую местность. По официальным данным, общие потери боевиков составили 110 человек, в боях с ними погибли 17 военнослужащих федеральных сил, включая экипаж сбитого вертолета.
В это время в Чечне введен режим "стоп-колеса", сотрудники ОВД приграничных с Ингушетией районов переведены на казарменное положение. Административная граница между двумя республиками практически полностью закрыта. Военные утверждают, что бои в Ингушетии не повлияли на ситуацию в Чечне. Если это и так, то только в той части, что обстановка в воюющей республике неизменно обостряется, а боевики осуществляют все новые широкомасштабные акции. В Ножай-Юртовском районе в пятницу вечером совершено нападение на расположенное вблизи с Дагестаном селение Мескеты. Здесь взорвано здание местной милиции. Глава администрации Ножай-Юртовского района Исита Гайрбекова заявила Интерфаксу, что бандиты проникли в село из Дагестана. Утверждается также, что боевиками командовал Раппани Халилов, подозреваемый в совершении крупного теракта в Каспийске 9 мая. Буквально на следующий день появились сообщения о том, что в Мескеты взорвано здание еще и местной администрации.
В эти же дни в центре Грозного убиты трое сотрудников комендантской роты, охранявших мэрию столицы. В селении Агишты Шалинского района семь человек получили ранения различной степени тяжести в результате разрыва артиллерийского снаряда. Около станицы Асиновской Ачхой-Мартановского района в результате подрыва фугаса погиб милиционер.
Не случайно МВД Дагестана усилило охрану границы с Чечней. Но это не спасло подразделения дагестанской милиции от обстрелов. Махачкалу же в эти дни трясло в прямом и переносном смысле. Взрыв газопровода Моздок-Газимагомед в четверг вечером многие приняли за извержение вулкана. Первоначальная версия, подтвержденная официально, - теракт. Однако затем было заявлено, что взрыв носил техногенный характер.
А в пятницу днем в центре Махачкалы убит начальник Управления по борьбе с терроризмом и экстремизмом МВД Дагестана Ахбердилав Акилов. Несколько неизвестных расстреляли его автомобиль, в результате чего вместе с Акиловым погибли его племянник и водитель. Глава МВД Дагестана Адильгирей Магомедтагиров не сомневается, что убийство его подчиненного - дело рук ваххабитов.