Всего трое из полутора сотен бритоголовых подростков, задержанных по подозрению в причастности к националистическим выходкам в Санкт-Петербурге, жертвой которых стал один человек, остаются сегодня под стражей. Обвинение им пока не предъявлено, однако представители питерской милиции убеждены, что дело об убийстве азербайджанца, возбужденное по статье 105 УК России, фактически раскрыто.
Неожиданный всплеск активности санкт-петербургских бритоголовых пришелся на конец прошлой недели. "Сатанинская" пятница, 13-го, едва не стала роковой датой для иностранцев (в основном темнокожих), проживающих в студенческом общежитии на проспекте Испытателей в Приморском районе. Вечером 13 сентября около 50 бритоголовых отморозков в возрасте от 13 до 15 лет, в высоких ботинках и камуфляжных брюках, со свастиками на груди направились "громить общагу с нерусью", но наткнулись на милицейский пикет. Рассеявшись по ближайшим дворам, они затем снова собрались вместе и двинулись в окраинную часть того же Приморского района. Здесь и произошла первая трагедия.
На улице Авиаконструкторов бритоголовая толпа напала на 53-летнего жителя Азербайджана Магомеда Мамедова, торговавшего в палатке арбузами, и стала избивать его арматурными прутьями. При этом сцена убийства отца восьмерых детей цинично снималась на видеокамеру. Позже, в ходе обысков, эта камера будет изъята, и видеосъемка станет главным доказательством причастности всех задержанных к смерти Мамедова. В тот же вечер от скинхедов пострадал другой представитель азербайджанской диаспоры - Орудж Магомедов. Его сильно избили, на груди и ладонях бритвами вырезали некие паукообразные знаки и "просили" передать землякам, дабы "они убирались с Комендантского аэродрома (Приморский район. - "НГ") и вообще из Питера, иначе им не поздоровится".
Согласно первоначальной официальной сводке ГУВД, инциденты не были связаны между собой и носили чисто бытовой характер. И лишь в понедельник руководство Петербургского ГУВД вынуждено было признать, что нападение на азербайджанцев в Приморском районе - спланированная акция неофашистских организаций. "Группа подростков из 15-20 человек, предположительно неформального молодежного движения скинхеды, совершила нападение на торговую точку", - открыл глаза горожанам начальник Службы криминальной милиции Петербурга Александр Смирнов.
Тем временем представители трех кавказских диаспор на своей встрече решили, что в случае бездействия милиции они создадут отряды самообороны (забегая вперед, следует отметить, что Генконсульство Азербайджана в Санкт-Петербурге исключило такой вариант развития событий), и приняли стихийное решение: найти скинхедов и учинить над ними самосуд. К счастью, "мстители", во-первых, не нашли скинхедов, а во-вторых, их яростный порыв пресекла милиция, которая ждала "кавказский десант" в месте его предполагаемой "высадки". Успокоившись, представители Кавказа указали милиции на обклеенные фашистской символикой столбы, деревья и стены домов в районе на самой окраине Петербурга. Здесь немало торговых точек азербайджанцев, здесь же они снимают квартиры.
Депутат Законодательного собрания Михаил Амосов давно недоумевает: "Граждане страны, победившей фашизм, жители Санкт-Петербурга - города, выстоявшего перед лицом фашистской угрозы, стали свидетелями возрождения фашизма именно здесь, у нас. И основная причина этого страшного и позорного явления - попустительство власти". По мнению депутата, ни для кого не секрет, что в Санкт-Петербурге выходки фашиствующих молодчиков стали обычным явлением. И сам Амосов, и депутат Госдумы Александр Шишлов не раз обращались в прокуратуру Санкт-Петербурга и Генеральную прокуратуру РФ с настоянием пресечь издание одной из фашистских газет, свободно распространяемых в Петербурге. Однако и питерская, и вышестоящая прокуратуры отказываются возбуждать уголовные дела в отношении авторов и издателей газеты на том основании, что те "не признаются в наличии у них умысла".
Михаил Амосов убежден: "Отсутствие у власти элементарной политической воли и желания защищать охраняемые законом конституционные права граждан всех национальностей является благоприятной почвой для возрождения фашизма".
Санкт-Петербург