Уравнение с несколькими неизвестными
Даже краткий список преступлений, связанных с нападениями на обменные пункты в Москве за последние недели, выглядит внушительно - прежде всего за счет сумм, которые стали добычей налетчиков.
11 июля вооруженные преступники ворвались в обменник, расположенный на Советской улице в доме # 80. Бандиты расстреляли охранника и кассира банка, забрали из кассы 200 тыс. рублей и скрылись.
В начале августа было совершено дерзкое нападение на кассира обменного пункта коммерческого банка "Масс Медиа Банк". В милицию обратилась кассир Елена Потемкина. Девушка сообщила, что у входа в обменный пункт, расположенный на Новинском бульваре, ее встретили двое неизвестных. Преступники связали кассира, после чего похитили 1 млн. 200 тыс. рублей.
Спустя несколько дней, 12 августа, неизвестные бандиты "взяли" пункт обмена валюты, расположенный в доме # 12, корпус 1 по Кировоградской улице. В тот день кассир Ирина Сомова вышла на улицу сменить вывеску с курсом валют - в этот момент к ней подошли преступники и несколько раз ударили по голове. Женщина потеряла сознание, а когда очнулась, обнаружила, что касса пуста. Преступники похитили всю наличность - 14 тыс. долларов...
Правила и исключения
Ни одно из этих преступлений раскрыть пока не удалось. В МУРе корреспонденту "НГ" пояснили, что "специальных подразделений, борющихся с налетчиками на пункты обмена валют, не существует". Как правило, подобные дела расследуются местными отделами милиции. Впрочем, по словам сыщиков, особой необходимости в таком подразделении нет: "В каждом конкретном случае преступники действуют по-разному, поэтому и разработать универсальную схему раскрытия разбойных нападений невозможно", - говорят в МУРе.
Тем не менее, по словам оперативников, грабителей, нападающих на обменники, можно разделить на три основные группы. "Чаще всего, - заявили корреспонденту "НГ" в МУРе, - налеты на столичные пункты совершают "гастролеры", приезжающие в Москву на пару дней". Обычно иногородние налетчики бесследно исчезают сразу же после ограбления, и искать их в столице становится бессмысленно. Правда, бывают случаи, когда пункты обмена валют грабят москвичи. "Обычно это подростки, насмотревшиеся дешевых боевиков", - пояснили милиционеры. Но самой многочисленной категорией налетчиков, по словам наших собеседников, являются бывшие заключенные. "Освободившись, такие люди чувствуют себя не у дел. Чаще всего устроиться на работу им не удается, и тогда бывшие зэки решаются на очередное преступление", - сказали в МУРе. Впрочем, сотрудники МУРа до сих пор вспоминают банду, состоящую из московских студентов, которые за пару месяцев умудрились очистить 15 обменников.
Теория невероятности
Уверенность милиционеров в том, что нападения на обменники - дело рук преступников-одиночек, имеет целый ряд косвенных подтверждений. Если предположить, что в городе орудует шайка, то алгоритм ее действий был бы весьма определенным. И первое, что обязательно бы бросилось в глаза профессионалам с Петровки, - совпадения. Обычно преступники, специализирующиеся на определенном виде криминальной деятельности, настолько набивают руку, что действуют на автомате. Если группировка была бы не особенно сильна - ее интересовали бы далекие от кишащего милицейскими патрулями центра города ночные обменные пункты: там легче разобраться с охраной и замести следы. Ситуация в Москве говорит об обратном: география налетов настолько обширна, что сегодня уже не осталось не одного района, включая центр, где не происходили бы подобные инциденты.
Впрочем, как утверждают сотрудники милиции, "случаются и досадные казусы": совпадения в методах действий преступников далеко не всегда говорят о том, что сыщики столкнулись с организованной группировкой.
Так было и с расследованием грабежа, совершенного 6 ноября прошлого года в Москве в обменном пункте на Дмитровском шоссе. В тот день кассир Надежда Макеева вышла на улицу поменять таблички с курсом валют - в этот момент на нее и набросился бандит. Он несколько раз ударил женщину по голове, а затем нанес ей ранение в шею ножницами.
Тогда милиционеры были практически уверены, что напали на след ОПГ, уже несколько лет "бомбящей" столичные обменники (ограбления по этой схеме случаются по нескольку раз в год). Однако вскоре выяснилось, что "бандой" на самом деле был приезжий из Молдавии Валерий Лиханов, которого задержали спустя пару месяцев. Обменник на Дмитровке был его единственным "объектом".
Предположение же о мощной ОПГ, специализирующейся на ограблении обменников, абсурдно само по себе. Влиятельная преступная группа, без сомнения, не стала бы действовать напролом. Напротив, для начала преступники занялись бы доскональным изучением финансового положения интересующих банков. И только после этого выбрали бы определенные банки, "работать" с которыми относительно безопасно. Ведь ни для кого не секрет, что финансовые структуры, которые нечисты на руку, вряд ли станут искать защиты в правоохранительных органах. Именно такие объекты в середине 90-х годов становились "ручными" для организованной преступности. Но к сегодняшнему дню подобные банки либо прогорели, либо обзавелись настолько солидной "крышей", что даже банальная проверка финансовой документации, проводимая правоохранительными органами, возможна только с санкции самого что ни на есть высокого руководства...