Смерть депутата Владимира Головлева, убитого во время утренней прогулки, лишний раз показала, что вопрос физической неприкосновенности депутата - вещь более чем виртуальная. Впрочем, застреленный депутат даже Государственной Думы - это, увы, суровая российская повседневность.
Напомним, что за последние восемь лет это уже шестой депутат, павший от руки наемного убийцы. 26 апреля 1994 года убит депутат ГД Андрей Айдзердис (убийца в розыске). 2 февраля 1995 года убит депутат ГД Сергей Скорочкин (обвиняемые оправданы). 3 декабря 1996 года убит депутат Юрий Поляков (убийцы не найдены). 3 июля 1998 года убит депутат Лев Рохлин (настоящие убийцы и заказчики преступления не найдены). 20 ноября 1998 года убита депутат ГД Галина Старовойтова (убийцы не найдены). И вот 21 августа 2002 года - Владимир Головлев (убийцы не найдены?).
И это только депутаты Государственной Думы России. А что говорить о бесчисленном сонме областных, городских и прочих советов и Дум?
Разное время, разные люди, разные фракции, партии┘ Но есть нечто, объединяющее строки этого скорбного мартиролога: во всех упомянутых случаях убийцы и заказчики преступлений либо не найдены, либо оправданы, либо вина переложена на случайных людей.
Можно с уверенностью предположить, что итог расследования убийства Головлева будет примерно таким же. Либо не найдут, либо - если найдут и даже признают вину - оправдают.
Последние слова - отнюдь не словесный парадокс. Они отражение в кривом зеркале нашей до ужаса парадоксальной жизни.
Вспомните дело об убийстве Димы Холодова. Подозреваемые есть, расследование закончено, виновные вроде бы названы. И что?
Дело Старовойтовой - вроде кого-то арестовали, вроде бы этот "кто-то" причастен. А где результат?
Поэтому есть опасения, что никто не понесет ответственности за убийство очередного депутата. Даже если исполнителя, а уж тем более заказчика, найдут.
Поводы для подобного пессимизма перечислены выше. Последний, самый яркий пример - приговор по делу Анатолия Быкова.
Анатолий Быков "заказал", как принято ныне говорить, своего бывшего приятеля Вилора Струганова. Это установило и доказало следствие. Суд эти доказательства принял. Для исполнения заказа был нанят убийца, явившийся, правда, с повинной. Факт найма также установило следствие и принял суд. Анатолий Быков был признан виновным по ряду статей УК - вина его была доказана в суде. Ему вынесли приговор - 6 лет - и┘ освободили в зале суда.
Реакцию общества на это событие можно передать одним словом - шок. Вина заказчика убийства доказана, а его выпускают на свободу. Тем самым дают отмашку всем, кому надо убрать конкурента - делового, политического, неважно.
Следователи прокуратуры в растерянности, общество, естественно, после этого теряет последние граны веры в возможность справедливости. А как иначе: преступника поймали, вину установили и - отпустили на свободу.
Когда Анатолий Быков раздавал после своего освобождения интервью, сурово поглядывая на окруживших его журналистов, никто почему-то не подумал о том, какие последствия будет иметь это событие. Говорили о несправедливости, о коррупции, предвзятости судей┘ Все это так. Но главное последствие - то, что власть вольно или невольно своим решением по делу Быкова сыграла на руку криминалитету, фактически разрешив чинить пресловутый беспредел.
Так что убийцам Головлева и их заказчикам теперь бояться нечего. Их скорее всего не посадят. Как не посадили Анатолия Быкова.