В Россию пришел август - самый тревожный, не сказать страшный, в представлении россиян месяц. По какой-то нелепой фатальной закономерности именно август ассоциируется с самыми жуткими трагедиями последних лет. Нынешний год сложившейся страшной традиции не нарушил: по необъяснимым причинам вечером 19 августа под Ханкалой рухнул военно-транспортный вертолет Ми-26, в катастрофе погибли более 100 человек, а в ночь на среду в Москве взорвался жилой дом, жертвами стали 8 человек, еще 7 получили сильнейшие ожоги и травмы, а десятки остались без крова.
Поздним вечером 20 августа Москва содрогнулась: в 23 часа 10 минут в жилом доме # 32 по улице Академика Королева прогремел мощный взрыв. Детонация была такой силы, что целый подъезд блочно-кирпичного здания рухнул в одно мгновение, заживо погребя под грудой обломков людей, в соседних домах повылетали стекла, а от припаркованных у дома легковых автомобилей остались лишь груды искореженного металла.
Как только стало известно о случившемся, по Москве разлетелись слухи об очередном теракте - такова была первая версия случившегося. Спустя 20 минут о случившемся уже проинформировали Владимира Путина, по распоряжению которого на место ЧП прибыл министр МЧС Сергей Шойгу. Еще раньше туда приехал директор ФСБ Николай Патрушев, который лично руководил работой взрывотехников и следователей, и представители МВД. Спустя несколько минут после взрыва на месте трагедии уже работали пожарные и спасатели МЧС, медики "Скорой помощи", представители городских аварийных служб, сотрудники милиции и ФСБ, а также журналисты большинства российских и зарубежных изданий и каналов.
Все, кто оказался на месте взрыва с первых минут, сравнивали случившееся со взрывами в сентябре 1999 года на Каширском шоссе и улице Гурьянова, замечая поразительное сходство этих трагедий. Возможно, именно это сходство породило множество слухов о том, что готовится эвакуация жильцов соседних домов, где якобы найдены взрывные устройства, что машины убирают на самом деле не для проезда техники спасателей, а из опасения, что они заминированы, что сладковатый запах, витающий на месте ЧП, - это запах взрывчатки... Однако к утру на первое место вышла все-таки версия о взрыве бытового газа - никаких следов взрывчатки на месте найдено не было.
К вчерашнему вечеру, по данным МЧС, на месте трагедии обнаружили тела 8 погибших, 2 из которых дети, еще 7 человек пришлось госпитализировать в Институт имени Склифосовского. По факту случившегося возбуждено уголовное дело по статье # 168 УК РФ (уничтожение или повреждение имущества по неосторожности).
Пока у следователей всего две версии того, что стало причиной взрыва: детонация бытового газа и террористический акт. Однако ни то, ни другое предположение пока не находит полного подтверждения. Как рассказали корреспонденту "НГ" работавшие на месте трагедии взрывотехники, "при взрыве газа обычно возникает пожар, и огонь порой полыхает по нескольку часов, а здесь речь идет лишь о сильной вспышке". Сомневается в "газовой" версии и научный сотрудник лаборатории физики взрыва Новосибирского института гидрофизики им. Лаврентьева Эдуард Прууэл. В беседе с корреспондентом "НГ" он, в частности, сказал: "Если говорить об утверждении жильцов, что они не чувствовали запаха газа до взрыва, то при утечке метана характерного запаха может не почувствовать даже человек, находящийся в соседней комнате. Но для взрыва газа слишком большие разрушения. Последствия похожи на те, какие бывают при детонации взрывчатого вещества". А руководитель научно-технического центра "Взрывоустойчивость" Адольф Мишуев заметил, что при классическом взрыве газа практически мгновенно вырабатывается сильнейшая энергия и возникает ударная волна. Раздается очень резкий звук, от которого люди просто теряют слух - у некоторых даже лопаются барабанные перепонки. "Здесь же взрыв был плавным, произошло взрывное горение (так называемая "дефлограция"), которое случается, когда кислород смешивается с метаном", - сообщил Мишуев. По его словам, при взрыве веществ тротилового ряда давление в эпицентре взрыва увеличивается до 240 атмосфер, и достаточно единственной искры от поврежденных под большим давлением электропроводов, чтобы начался очень сильный пожар. "Похоже на то, что здесь произошел так называемый специальный взрыв - идентичная трагедия случилась несколько лет назад на Щербаковской улице", - сообщил Мишуев.
Доказать предположение о тщательно спланированном теракте пока тоже не удается. "Взрывная волна была ненаправленной, часть ее разрушительной силы ушла наверх. Если предположить, что расчет террористов был повторить взрыв на Каширке, то вряд ли они допустили бы подобный просчет", - говорят спасатели.
Вчера весь день движение по улице Академика Королева было ограничено, само здание оцепили сотрудники милиции - спасатели разбирали завалы. Корреспонденту "НГ" удалось побеседовать с заместителем начальника поисково-спасательной службы отряда "Центроспас" по городу Москве Сергеем Степиным. Он рассказал: "Структура завалов здесь довольно типичная для разрушения подобных конструкций. Первый слой состоял из рухнувших бетонных плит, крупных обломков стен и позволял, во-первых, быстро разбирать завалы, во-вторых, оставлял пустоты, в которых могли остаться живые люди. Этот слой занимал пространство до второго этажа. Именно здесь мы находили уцелевших. Но чем ниже мы опускались, тем мельче становились обломки, тем сложнее было работать и тем меньше было шансов найти живых. Ниже второго этажа завалы состоят из сплошной крошки, утрамбованной верхними слоями. О том, что там есть живые, даже и речи быть не могло. Разбирая нижний слой, мы находили только трупы".
Пока неясна судьба самого дома # 32 по улице Академика Королева. Среди возможных вариантов рассматриваются восстановление разрушенной взрывом части пятиэтажки с одновременной реконструкцией всего здания. Однако глава МЧС Сергей Шойгу категорично заявил: "Дом восстанавливать не будут". Такого же мнения придерживается и вице-мэр столицы Владимир Шанцев: "Объем пострадавшей пятиэтажки составляет примерно 3 тыс. квадратных метров, в то время как на его месте можно построить здание площадью примерно в 5 раз больше", - заметил он. А в управе "Марфино" корреспонденту "НГ" сообщили: "Что будет со зданием дальше, мы скажем определенно только после экспертизы сотрудников "МосЖилНИИпроекта" и их окончательного заключения, которое будет оглашено 27 августа".
Жильцам разрушенного дома будут выделены квартиры из жилищного фонда Москвы, а также выплачены денежные компенсации. Пока же потерявшим крышу над головой и лишившимся имущества людям предоставлено жилье в близлежащих к месту трагедии гостиницах. В управе "Марфино" корреспонденту "НГ" сообщили, что жильцам 1-го и 4-го подъездов было разрешено забрать из своих квартир документы и необходимые вещи.
Администратор гостиничного комплекса "Останкино" Галина Кружкова рассказала корреспонденту "НГ": "Первые двое из пострадавшего дома поступили к нам еще ночью. Сейчас в одноместных, двухместных и двухкомнатных номерах второго корпуса размещены 28 человек. Организовано трехразовое питание в ресторане гостиницы. Все люди без документов и почти без вещей. Паники нет, но, конечно же, все они в шоке и просто убиты горем. Мы готовы оказать им психологическую и медицинскую помощь. Плохо становится пожилым людям: у одной бабулечки, например, резко подскочило давление, и врачи сразу ею занялись".
Жильцов дома # 32 по улице Академика Королева ждут и в гостинице "Алтай". Заведующая по размещению и бронированию мест Ольга Найденова в беседе с корреспондентом "НГ" сказала: "Первоначально мы заявили, что можем принять 28 человек, но сегодня освободились еще места, и потому готовы принять больше. Будем записывать имена и фамилии, чтобы давать информацию родным и близким жильцов пострадавшего дома. Планируем размещать их в 8-м корпусе - он стоит в отдалении от других корпусов, в нем нет баров, ресторанов и других увеселительных заведений. Весь персонал гостиницы готов оказать людям психологическую помощь. Дежурит у корпуса и машина "скорой помощи".