На пятые сутки работы еще не удалось освободить для движения судов фарватер Невы в центре Санкт-Петербурга, перекрытый ранним утром 16 августа затонувшим теплоходом "Каунас".
Обещанное разблокирование фарватера в ночь с 19 на 20 августа не состоялось. Накануне синоптики объявили штормовое предупреждение. Сильный ветер (15 м/сек) и высокая волна вдобавок к течению Невы (1,5 м/сек) сорвали намеченный график работ. Несмотря на непогоду, работы велись круглые сутки. Впервые с начала операции водолазы опускались на палубу затонувшего корабля ночью. К середине дня 20 августа удалось распилить 4 шлюпбалки, но это не спасло положения: до сих пор глубина фарватера не соответствует осадке судов и составляет только 3 метра вместо минимальных 4 метров.
В трюмах "Каунаса" находятся рулоны металлического листа, каждый весом в 20 тонн (возможно, они, сорвавшись с креплений при ударе об опору моста, и пробили борт судна). Два мощных плавучих крана могли бы поднять судно вместе с грузом и сместить его к набережной Робеспьера, чтобы освободить фарватер, но при таком течении в месте ЧП никакие якоря не удержали бы краны на месте. Можно было бы начать разгрузку затонувшего сухогруза прямо с Литейного моста с помощью колесного или гусеничного крана, но нет уверенности в том, что разводная часть моста выдержит такую нагрузку. К тому же оборудование, с помощью которого ликвидируется авария, безнадежно устарело: оно приобреталось в 60-70-х годах, а один плавучий кран достался Советскому Союзу еще по ленд-лизу в годы войны.
Тем временем продолжается выяснение причин аварии. Если до сих пор говорили о неисправности винторулевого комплекса "Каунаса", то теперь звучит и версия о виновности лоцмана, проводившего судно по Неве. Руководитель департамента Госконтроля и перспективного развития в сфере охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов РФ по Северо-Западу Алексей Фролов твердо уверен, что в аварии виноват лоцман. Сам же лоцман в своих показаниях в ходе следствия по возбужденному уголовному делу утверждает, что все время был на месте, то есть на капитанском мостике, и что причиной аварии все-таки является заклинивание руля.
Подобные неполадки, как отметил заместитель руководителя Балтийского аварийно-спасательного управления Минтранса России Геннадий Егоров, отнюдь не исключение. Поломки винторулевого комплекса на судах аналогичного типа случались и раньше, правда, не с такими тяжелыми последствиями. "Истинная причина аварии выяснится лишь тогда, когда судно будет поднято со дна и станет возможным проведение технической экспертизы", - пояснили корреспонденту "НГ" в транспортной прокуратуре Петербурга.
...Какие еще последствия аварии ждут Петербург, сказать трудно. Но перспективы возможны, и весьма неприятные. В частности, уже 3 из 35 тонн топлива с борта сухогруза выловлены из Невы нефтесборщиками. Пока фарватер Невы остается заблокированным, проход судов возможен лишь для малотоннажного флота через боковой пролет неразведенного моста. Ситуацией довольны лишь рядовые автомобилисты: для них подарок судьбы - возможность проезжать из одной части города в другую через Литейный мост, который не разводят вот уже четыре ночи.
Санкт-Петербург