На Неве в центре Санкт-Петербурга продолжаются работы по расчистке фарватера, перекрытого в результате происшедшего в пятницу крушения сухогруза "Каунас" Нижегородского речного пароходства. Теплоход затонул после столкновения с опорой Литейного моста.
На месте аварии, прямо в помещении машинного отделения разводного механизма моста был организован оперативный штаб по ликвидации последствий ЧП. Его возглавила вице-губернатор Санкт-Петербурга Анна Маркова. Капитан "Каунаса" и члены экипажа первым делом были допрошены и освидетельствованы на предмет алкогольного опьянения. По предварительным данным, никто из членов команды и сам капитан спиртные напитки не употребляли. И следствие, и члены оперативного штаба пока склоняются к основной версии аварии по причине отказа работы рулевого управления. Сухогруз "Каунас" был сдан в эксплуатацию в 1957 году. Полтора года назад он прошел плановый ремонт, который не затронул, однако, рулевого механизма. Получается, что без малого полвека этот важнейший механизм в управлении кораблем не подвергался ремонту.
Поднять судно мощным краном или разгрузить его под водой - дело опасное, поскольку доподлинно не известен характер повреждения корпуса. Не исключено, что, если сдвинуть с места теплоход, произойдет его разлом и как следствие - разлив горючего. Поэтому было принято решение с помощью водолазов срезать верхнюю рубку, мачты и другие выступающие части корабля прямо под водой, чтобы фарватер стал доступным для прохождения скопившихся судов. Всю минувшую ночь на глубине работали водолазы-сварщики, которые с помощью цепных пил со второй попытки (в первый раз цепи порвались) срезали рубку. Однако разрез прошел наискосок, и в результате необходимых для прохода судов пяти метров над затонувшим кораблем так и не получилось.
Теперь придется начать разгрузку теплохода (его груз - 2 тыс. тонн листового металла в рулонах), чтобы затем оттащить его в сторону с фарватера. Для этого водолазам придется сначала срезать крышки трюмов. Существует опасность, что из затонувшего судна начнет вытекать топливо (его на борту было 35 тонн), что обернется экологической катастрофой. Пока на поверхности воды можно наблюдать лишь незначительные масляные пятна, а само место аварии на случай выброса нефтепродуктов локализовано двумя специальными катерами-нефтесборщиками. Топливо с затонувшего "Каунаса" уже начали перекачивать на стоящее рядом однотипное судно "Бухара".
По воспоминаниям ветеранов речного флота, таких колоссальных пробок до сих пор на Неве не было - три с половиной сотни судов до сих пор ждут разрешения на проход через устье реки. Но пока, да и то с большой осторожностью, по Неве пропускают лишь малотоннажные суда, имеющие небольшую осадку. Они проходят, смещаясь от фарватера ближе к противоположной опоре моста. Компании-перевозчики грузов несут огромные убытки, но судовладельцы надеются, что издержки им будут компенсированы: "Каунас" был застрахован.
Санкт-Петербург