В Домодедовском районе Московской области развивается новый вид массового психоза - самолетобоязнь. Его обострение связано с начинающимся завтра фестивалем пилотажных групп мира "Открытое небо", который пройдет в рамках первого международного салона гражданской авиации "Гражданская авиация 2002". На фестиваль приглашены лучшие российские пилотажные группы - "Русские витязи", "Стрижи", "Русь", несколько менее известных команд - "Небесные рыцари", "Славяне", выступающие на вертолетах, а также группа ВВС Италии Frecce Tricollori, выступающая на учебно-тренировочных "Аэрмакки" MB339А.
Хотя на авиашоу приглашены весьма известные группы, российская самолетобоязнь, приобретающая характер национальной традиции, вполне обоснованна. Она сродни тому недоверию, которое испытывает население к многим институтам государства, например, к банковской системе - после печально известной конфискационной реформы 1991 г. Не считаться с этим нельзя - слишком много катастроф произошло в последнее время с самолетами отечественного производства: Ту-154 над Германией, Ил-86 в "Шереметьево", наконец, львовская трагедия (27 июля 2002 г.), которая унесла жизни 83 человек и привела к ранению еще 199 зрителей, став самым кровавым происшествием в истории авиашоу. Эти события не могут не формировать настроений, с которыми нужно считаться.
По замыслу организаторов, небесное шоу должно привлечь к выставке внимание широкой публики, которая вносит основной вклад в коммерческий успех выставки. Собственно, ничего удивительного нет - так поступают организаторы всех авиасалонов мира, которые, как правило, являются прибыльными предприятиями. Ожидается, что шоу в небе посмотрят 400 тыс. человек. Нетрудно посчитать, что при цене входного билета 150 рублей, суммарные доходы от продажи составят около 2 млн. долл. Впрочем, по мировым меркам это не так и много. Суммарный оборот авиасалона первой величины на два порядка больше.
Перед организаторами шоу всегда стоит дилемма: как увеличить зрелищность, не поступившись безопасностью. Стремление поразить зрителей и увеличить доходы нередко приводило к трагедиям. На авиасалоне в Фарнборо 6 сентября 1952 г. летчик-испытатель фирмы "Де Хэвиллэнд" Джон Дерри несколько раз пикировал прямо на трибуну на своем новейшем сверхзвуковом DH-110, чтобы оглушить публику грохотом при преодолении звукового барьера. При очередном заходе машина перевернулась на спину, и, разваливаясь, рухнула на землю. Ее осколки погубили 28 человек и ранили 69.
28 августа 1988 г. на авиабазе Рамштейн (ФРГ) полковник Иво Нуртарелли из Frecce Tricollori (тех самых, что прилетели в Домодедово) при выполнении трюка "Пробитое сердце" увидел впереди по курсу холм, резко сбавил скорость и выпустил воздушные тормоза. Через секунду в его самолет врезалась машина, летящая навстречу, затем еще одна. Падение трех самолетов в толпу привело к гибели 49 человек. В госпиталь пришлось отправить еще 160, 20 из них скончались.
В российском небе катастрофы на авиашоу также случались, однако в последние годы они не приводили к гибели зрителей. Накануне "МАКСа-97" в тренировочном полете разбился легкий самолет-амфибия Бе-103, пилот - Владимир Ульянов - погиб. Трагическим оказался прошлый год. 10 июня 2001 г. под Санкт-Петербургом на показательных выступлениях столкнулись два L-39 группы "Русь". Спастись удалось только одному летчику. Парашют второго - Сергея Максимова - раскрыться не успел. 17 июля 2001 г. близ Пскова во время показательных полетов на празднике авиации ВМФ разбился один из лучших летчиков страны - Герой России генерал-майор Тимур Апакидзе. 23 августа 2001 г. в Новосибирске при подготовке к авиашоу потерпел катастрофу учебно-тренировочный Як-18, который пилотировал Александр Флейшер.
На таком фоне тревожные ожидания жителей Домодедовского района вполне объяснимы. Организаторы салона уверяют, что ими предусмотрено все. Как заявил глава исполнительной дирекции по подготовке авиасалона Владимир Бер: "После недавнего падения истребителя Су-27 на авиашоу во Львове проведено совещание по повышению безопасности предстоящих полетов пилотажных групп". Организаторы авиасалона, по их словам, совместно с представителями местных властей и администрацией аэропортов разработали правила полетов, которые должны обеспечить максимальную безопасность зрителей и населения. В частности, высота полетов над застроенными районами не должна быть менее 500 м. Публика будет располагаться вдоль одной стороны взлетной полосы за оцеплением. Запрещены взлеты, посадки и развороты в направлении зрителей а также пролеты над ними. С обычных 150 до 250 м решено увеличить дистанции между зрителями и взлетно-посадочной полосой.
По проблемам безопасности высказался и командир Frecce Tricollori подполковник ВВС Италии Маурицио де Ринальдис. Он высоко оценил подготовку своих подчиненных и отметил, что "аэродром "Домодедово" очень удобен для показов, поскольку рядом нет возвышенностей или других препятствий, которые бы осложнили групповой полет пилотажных асов".
В связи с инцидентом во время недавней оружейной выставки в Нижнем Тагиле (камень, выбитый из грунта при пуске ракеты "Смерч", тяжело ранил зрителя) корреспондентом "НГ" был задан вопрос о том, застрахованы ли пассажиры рейсовых самолетов? Пресс-служба салона заявила, что специальное страхование рейсовых самолетов и пассажиров, находящихся в них, проводиться не будет, так как "рейсовые самолеты и пассажиры и так застрахованы на случай форс-мажорных обстоятельств". Участники авиашоу и самолеты застрахованы в соответствии с международной практикой. Однако точных разъяснений по проблеме страхования зрителей "НГ" не получила.
Конечно, полностью авиационных рисков избежать нельзя. Еще труднее побороть тревожные настроения общественности, которая по традиции гораздо больше боится самолетов, чем куда более смертоносных автомобилей (по статистике, езда на последних примерно в 10 раз опаснее). Тем не менее нельзя не признать, что беспокойство общественности базируется на вполне реальных основаниях. Власть только что продемонстрировала свою низкую эффективность в ходе стихийных бедствий на Северном Кавказе, и нет никаких гарантий, что в будущем она способна справиться с новыми чрезвычайными ситуациями.
Известно, в каком тяжелом положении находится российская авиация. Правомерен вопрос: насколько вообще сейчас нужно проводить шумные авиашоу? Не следует ли отказаться от показательных выступлений над городами, как это, например, сделали российские ВВС, которые отменили воздушный праздник в Тушино, а потом и парад в Монино?
К сожалению, компания "Ист Лайн", которая является главным организатором шоу "Открытое небо", публично такие вопросы не поднимает. Возможно, в выставку вложены слишком большие средства и их надо вернуть любой ценой.
Чрезвычайные обстоятельства (а в сфере авиационной безопасности они налицо) требуют чрезвычайных решений. Каких - продемонстрировал накануне пилот авиакомпании "Дельта", который отказался перевозить заместителя министра иностранных дел Израиля Михаэля Мельхиора. По мнению командира корабля, его присутствие на борту создавало угрозу другим пассажирам, с чем израильскому чиновнику пришлось согласиться.
Очевидно, что открывающееся шоу представляет собой крупный коммерческий проект. Однако сам факт его проведения воспринимается на фоне недавних трагедий как кощунство. Власть молчит, делая вид, что ничего не происходит. Как молчит она в ответ на вопрос, почему ничего не было сделано для предупреждения катастроф, повлекших гибель людей в результате стихийных бедствий на Северном Кавказе.
В таких обстоятельствах уместно было бы, чтобы сами организаторы выступили противниками авиашоу. Может быть, это парадоксально, но это способствовало бы укреплению имиджа России как цивилизованной и демократической державы.