5 июля собрание акционеров ОАО "Котласский целлюлозно-бумажный комбинат" избрало новый совет директоров. Но даже спустя месяц ни один из законных руководителей не может войти на территорию ЦБК и приступить к исполнению своих обязанностей. Прежние владельцы комбината из корпорации "Ilim Pulp Enterprise" (IPE) силой удерживают его┘
Не проходит и дня, чтобы пресс-служба IPE не выпустила добрый десяток заявлений, писем, обращений, официальных сообщений и пресс-релизов. Они рассылаются в информационные агентства, газеты, журналы, на теле- и радиоканалы, размещаются в интернете. На комбинат привозят депутата Госдумы, который произносит слова, поразительно напоминающие текст пресс-релизов этой компании. Цель подобных акций достаточно очевидна - показать, что в конфликте вокруг Котласского ЦБК прав "Илим Палп", а те, кто контролирует 61% акций комбината, действуют якобы противозаконными, криминальными методами и представляют угрозу не только для комбината, но и для города Коряжма, для всей Архангельской области.
Однако если опираться не на эмоции и сомнительные призывы, которыми проникнуты все публикации в защиту IPE, а на факты и реальные дела, то картина получается иной.
Во-первых, руководство "Илим Палпа" избегает решать спор юридическими методами. Заводской суд города Кемерово, опираясь на иск рядового акционера и результаты проверки Счетной палаты РФ, принял решение об изъятии у IPE 36% акций Котласского ЦБК. Они были проданы на аукционе, а вырученные деньги должны пойти на погашение комбинату ущерба, который ему нанес своими махинациями "Илим Палп". Руководство IPE с этим судебным решением не согласно. Как и с возбуждением против него уголовного дела прокуратурой Санкт-Петербурга. Ну что ж, дело, как говорится, личное. Но оспаривать действия суда и правоохранительных органов нужно в законном порядке. Не оспаривают. Вместо этого менеджеры IPE забаррикадировались на комбинате и не пускают туда тех, кого считают "посторонними". Предпочтение отдается силовому методу решения, и "Илим Палп" пошел по этому пути первым.
Тем временем глава "Ilim Pulp Enterprise" Захар Смушкин публично назвал человека, подавшего иск в Кемерово, псевдоакционером. Почему? Этот человек существует в реальности, и он на самом деле имеет акции Котласского ЦБК. Почему в отношении двух других акционеров КЦБК из Дагестана, также подавших иски, сотрудники "Илим Палпа" ведут самое настоящее следствие, выискивая неточности в их прописке, фамилиях и т.п., но ничего не говоря по сути предъявленных в исках обвинений? Ответ напрашивается сам: им НЕЧЕГО сказать. Иски поданы с соблюдением всех юридических требований, и, будучи справедливыми, они удовлетворены. Поэтому не в силах оспорить эти действия по сути представители "Илим Палпа" переходят к личным оскорблениям┘
Второе. Руководство IPE постоянно уверяет, что "новые акционеры" готовят силовой захват Котласского комбината. Пресс-служба "Илим Палпа" сообщала о попытках "силового проникновения" на территорию предприятия 27 и 30 июля, а также 2, 3, 5 и 6 августа. В реальности в эти дни на комбинат пытались пройти судебный пристав-женщина в сопровождении двух юристов, а также сотрудники компаний-акционеров (по 2-4 человека), которые хотели бы приступить к выполнению решения собрания акционеров КЦБК. Все они имели на руках документы, у всех - судебные и иные решения, и все - без оружия и без охраны. Их не пустили. Люди поговорили и ушли. На этот счет имеются видеосъемки и официальный протокол, подписанный ВСЕМИ участниками, в том числе и представителями ИПЭ. И где здесь попытка нападения? Пресс-служба "Илим Палпа", мягко говоря, сказала неправду.
А вот те, кто охраняет комбинат, действительно готовы применить "крайние меры". Об этом неприкрыто говорилось на одном из "митингов протеста" (пресс-служба IPE не удержалась, увеличив число участников этой акции с 400 до 2000 человек). По сему поводу имеется резолюция, опубликованная в заводской газете ЦБК, где содержится упоминание про "крайние меры". Вывод о том, кто на самом деле является приверженцем силовых методов, можно сделать хотя бы из того факта, что сотрудники "Илим Палпа" более месяца держат на комбинате круговую оборону, привлекая для этого местных и приезжих криминальных деятелей, а "новые акционеры" терпеливо ведут переговоры.
В-третьих, со стороны IPE постоянно звучат обвинения в нарушении законов со стороны тех, кого они считают "захватчиками". Однако, как уже упоминалось, у представителей трех компаний, контролирующих 61% акций КЦБК, на руках имеются все необходимые юридические документы. У "Илим Палпа" - ничего, кроме шумных заявлений. А о том, насколько "законными методами" действует эта корпорация, свидетельствует такой, например, факт. Приехавшие на комбинат сотрудники "Континенталь Менеджмент" поселились не в Коряжме, а в Великом Устюге (это в соседней Вологодской области). Тем не менее местный СОБР почти сразу совершил в эту гостиницу "рейд по проверке паспортного режима". А через три часа (!) данные с фамилиями и именами этих сотрудников КМ были уже в распоряжении пресс-службы "Илим Палпа", которая выпустила двусмысленную информацию о прошедшей проверке. И это называется действиями "строго в рамках законности"?
Проиграв спор по поводу Котласского комбината в юридическом плане, не добившись ничего жалобами в высокие столичные инстанции, зайдя в тупик с "силовым удержанием", "Илим Палп" приступил к широкомасштабной пропагандистской акции, построенной по канонам черного пиара. В ход идут измышления, передергивание фактов, оскорбления, провокационные заявления, но главное - приписывание своих собственных грехов противоположной стороне. Что еще раз доказывает, кто в данном споре прав. И хозяева IPE так сильно шумят не зря. Они чувствуют, что потенциал "круговой обороны" исчерпан, и именно поэтому в СМИ разворачивается истеричная пропагандистская кампания.
Но вряд ли она поможет "Илим Палпу" удержать в руках то, что по закону им уже не принадлежит.