Тушить подмосковные торфяники будут до наступления осени. По крайней мере об этом говорят пожарные, участвующие в ликвидации пожаров в Шатурском районе. Ведь тушить торфяники очень тяжело. Например, в поселке Тархановка, который находится в пяти километрах от Шатуры, пожарные работали несколько дней. Огонь там подошел почти вплотную к жилым домам. До окраины деревни оставалось метров 30. Испугавшись за свои дома, местные жители, вооружившись ведрами с водой и ветками деревьев, сбивали огонь, подбиравшийся к их жилищам. Локализовать пожар в районе Тархановки удалось только на вторые сутки. Когда корреспонденты "НГ" приехали в поселок, там работал один пожарный расчет 292-й пожарной части города Подольска. Им помогала поливальная машина, принадлежащая Управлению ЖКХ города Москвы.
Как рассказал корреспонденту "НГ" подполковник ГО и ЧС Подольска Андрей Иванченков, лично заливавший водой тлеющий торф в Тархановке, его расчет находится в Шатуре уже неделю. Помимо Андрея Иванченкова расчет состоит еще из двух человек: пожарного Николая Смирнова и водителя Игоря Жемерикина. Разместили их вместе с коллегами из других городов (корреспонденты "НГ" встретили в Шатурском районе пожарных из Москвы, Подольска, Люберец, Электростали и Ногинска) в одной из шатурских школ. Рабочий день начинается в 8 утра. В это время в штабе по ликвидации пожаров, находящемся в здании шатурского УГПС, расчеты распределяют по очагам возгорания. А возвращаются пожарные в седьмом часу вечера.
Корреспонденты "НГ" лично убедились, насколько тяжело бороться с тлеющими торфяниками. Пока машины ездили к ближайшему озеру за водой (эта процедура занимает около получаса), залитый торф загорелся снова. Подполковник Иванченков рассказал корреспонденту "НГ", что так будет продолжаться до вечера, пока не спадет жара. За день машины в среднем делают по 6 "ходок" за водой. Вместимость пожарной машины около 3 тонн воды, а поливальной - около 6. Все это выливается на участок около 500 квадратных метров. По словам пожарных, чтобы потушить 1 квадратный сантиметр торфа, надо вылить на него 10 литров воды.
А в поселке Шатурторф огонь вплотную подошел к дачным поселкам. Дом, находящийся на самом краю дачного поселка # 21, сгорел полностью. К счастью, это единственный дом в Шатурском районе, уничтоженный огнем. В поселке # 21 постоянно дежурят несколько пожарных машин. Как рассказал корреспондентам "НГ" старший лейтенант пожарной части из Люберец, основная задача его отделения - не допустить уничтожения огнем дачных домов. По его словам, он с люберецкими коллегами находятся в Шатуре две недели. Работают каждый день без выходных.
Дачники иначе как "наши спасители" пожарных не называют. Председатель 21-го дачного поселка говорит, кивая на пожарные машины: "Пока ребята здесь, мы уверены, что ни один дом больше не сгорит". Правда, и дачники, и пожарные жалуются на отсутствие тяжелой техники, которая могла бы расчистить завалы деревьев. В лесу в 100 метрах от поселка полыхают пожары, но подобраться к ним просто невозможно. Торф выгорает на глубину в несколько метров, и под верхним слоем почвы образуются пустоты. В результате деревья просто вываливаются вместе с корнями из земли. Упавшими деревьями завалена вся дорога к поселку. Пожарным, чтобы пробраться к очагам возгорания, приходится распиливать стволы, и оттаскивать их с проезжей части. Пожары в лесу пытаются тушить с вертолетов и самолетов, но нередко из-за слишком сильной задымленности просто не видно очагов возгорания.
По обочинам дороги, ведущей к дачным поселкам, от водонапорной башни на несколько километров протянут пожарный рукав - так называемая магистраль. От магистрали отходят шланги, которыми пожарные тушат лес. Начинают работу люберецкие пожарные, как и остальные их коллеги, в 8 утра. Заканчивают, когда прекращается подача воды в магистраль. Утром на месте, которое поливали водой весь день, опять полыхает огонь.
Начальник шатурского УГПС подполковник Сергей Жукин сказал корреспондентам "НГ", что торфяники под Шатурой горят каждый год в одних и тех же местах. Дело в том, что эти земли никем не охраняются, за ними никто не следит. "Ведь не горят же у нас торфоразработки. А все потому, что там разработана система водоснабжения, и как только возникает очаг возгорания, его тут же ликвидируют", - сообщил Сергей Жукин. Торфоразработки со всех сторон окружены рвами с водой, сделаны так называемые приямки, чтобы пожарные машины могли быстро набрать воду. Нечто подобное должно будет появиться в будущем году во всех пожароопасных районах Шатуры.
Основной причиной возгораний Сергей Жукин считает "человеческий фактор". "Рыбаки, охотники и просто отдыхающие жгут костры, бросают непотушенные сигареты - отсюда и такие пожары. Вдумайтесь: влажность пороха 25%, а торфа - 28%. Малейшая искра, и вспыхивает пожар", - заявил корреспондентам "НГ" Сергей Жукин. По его словам, каждый день при объезде местности пожарные обнаруживают несколько новых очагов пожаров. "Вот мы сегодня с генералом Мустафаевым (начальник УГО и ЧС Московской области. - "НГ") обнаружили три новых очага возгорания. На одном сами сбили огонь, а на остальные пришлось вызвать несколько расчетов", - рассказал Сергей Жукин.