В четверг в Пятигорске возобновляется процесс над организатором ваххабитской группировки "Джамаат" Хызыром Салпагаровым и двумя его сподвижниками - Эдуардом Харатоковым и Рамазаном Гочияевым. Им предъявлены обвинения в подготовке вооруженного захвата власти в Карачаево-Черкесии и Кабардино-Балкарии, а также в организации терактов на Ставрополье, унесших жизни десятков человек. Подсудимым вменяются также разжигание расовой, национальной и религиозной вражды, публичные призывы к насильственному изменению конституционного строя, организация преступного сообщества, убийство, подделка документов и незаконное ношение огнестрельного оружия.
Согласно материалам следствия, которое проводилось Управлениями Генпрокуратуры и ФСБ по Северному Кавказу, Хызыр Салпагаров вместе со своими сообщниками действовал на территории региона с 1996 года и к весне прошлого года создал политическую и религиозную базу для вооруженного мятежа. Средства на подготовку к захвату власти боевики получали из тех же зарубежных источников, что и чеченские бандформирования.
Благодаря активным действиям бывшего чабана, который и писать-то толком не умел, но зато обладал хорошими организаторскими способностями, в подпольные ваххабитские общины усиленно вовлекались молодые люди. Джамааты, подчиненные Салпагарову, стали появляться практически во всех населенных пунктах Карачаево-Черкесии. Впоследствии многие из новоявленных ваххабитов проходили военную и диверсионную подготовку в лагерях Хаттаба на территории Чечни, а некоторые участвовали в боях против федеральных сил.
В качестве собственного военного лагеря для обучения членов группировки и размещения схронов с оружием Салпагаров и его сподвижники выбрали заброшенную ферму на плато Бечасын, находящемся на стыке границ Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии и Грузии. Именно оттуда они собирались начать свое наступление, открыв так называемый "второй фронт" с тем, чтобы оттянуть часть федеральных сил из Чечни. В ходе первого этапа операции банда планировала взять под свой контроль горные районы Карачаево-Черкесии, а затем с помощью отряда Руслана Гелаева, который должен был прорваться на помощь боевикам из Панкисского ущелья, захватить вооруженным путем власть во всей республике. Но этим "наполеоновским" планам сбыться было не суждено. Участники группировки были арестованы во время проведения крупномасштабной операции правоохранительных органов "Фильтр-1" по задержанию организаторов терактов в Минводах, Ессентуках и карачаево-черкесском селении Адыге-Хабль в марте прошлого года. Позднее специалисты установили, что найденные на высокогорной базе боевиков взрывчатые смеси по своему составу схожи с теми, что были замаскированы в автомобилях, используемых для совершения терактов.
Самого Салпагарова сотрудники ФСБ арестовали в июне прошлого года по пути в Грузию. При задержании у него был изъят автомат, который и стал формальным поводом для ареста. Когда же Салпагарову предъявили обвинение в попытке вооруженного захвата власти, он не отпирался и даже согласился показать месторасположение военного лагеря своего "Джамаата".
Интересен тот факт, что в октябре прошлого года, будучи уже под арестом, идеологический лидер карачаево-черкесских ваххабитов осознал трагические последствия реализации замыслов руководимой им группы и сделал на этот счет сенсационное заявление. Его суть сводилась к тому, что "на территории Карачаево-Черкесии, Кабардино-Балкарии или других республик создание отдельно взятого унитарного шариатского государства невозможно". Это, по словам Салпагарова, неминуемо приведет к большой крови и неоправданным потерям. В своем обращении, записанном сотрудниками ФСБ на видео, он также призывал мусульман Северного Кавказа "не попадаться на подобные провокации, а старейшин - объяснять молодежи смысл истинного ислама".
Именно в толковании "истинного ислама" между Салпагаровым и другим организатором государственного переворота Ачимезом Гочияевым (однофамильцем представшего перед судом Рамазана), ныне находящимся в федеральном розыске по обвинению во взрывах жилых домов в Москве и Волгодонске, и возникли разногласия. По словам Хызыра Салпагарова, Гочияев только "прикрывался исламом и компрометировал религию, убивая женщин и детей за деньги, полученные от Хаттаба и международных террористов". Поэтому он и отказался от сотрудничества с организатором взрывов жилых домов.
Что касается остальных участников неудавшегося переворота, то три недели назад они уже получили свое наказание, когда Ставропольский краевой суд впервые в России вынесен приговор по обвинению в попытке государственного переворота. Представшие перед судом 16 членов "Джамаата" были приговорены к срокам от 3,5 до 15 лет лишения свободы.
Теперь настала очередь их духовного наставника, суд над которым в целях безопасности проходит в закрытом режиме на территории пятигорского следственного изолятора. Ожидается, что уже до конца этой недели Салпагарову и его сподвижникам будет вынесен приговор.