Вчера Хабаровский краевой суд запретил на территории края деятельность местной организации "Русское национальное единство" (РНЕ). По словам судьи Натальи Барабаш, суд рассматривал это дело по иску Главного управления Минюста РФ по Хабаровскому краю.
Истец утверждал, что местная организация РНЕ допускает нарушения своего устава и федерального закона об общественных организациях. В частности, в символике организации использовались стилизованная свастика и другие не утвержденные уставом символы. Суд согласился с доводами Минюста и удовлетворил иск. Но, судя по уже существующим прецедентам, руководители региональной организации скорее всего подадут кассационную жалобу в Верховный суд РФ. Именно так поступили карельские чернорубашечники, когда в январе 2001 года Верховный суд Карелии по иску Минюста запретил деятельность организации на территории республики. Формальным поводом к запрету послужило отсутствие у РНЕ юридического адреса. Пока шел процесс, члены РНЕ распространяли агитматериалы, разжигающие национальную рознь, в результате именно это и сыграло решающую роль при ликвидации регионального отделения.
Похожие обвинения в адрес "баркашовцев" звучали и 21 октября 1999 года, когда Приморский краевой суд рассмотрел и удовлетворил заявление прокурора края о ликвидации Приморской организации РНЕ. В заявлении прокурор указал, что РНЕ действует на территории края, не зарегистрировав свою деятельность в управлении юстиции. И снова - "пропаганда националистических идей, использование свастики и деятельность, направленная на разжигание социальной, расовой и национальной розни".
А самой громкой и скандальной была ликвидация московского отделения РНЕ. 31 января 1999 года члены РНЕ провели несанкционированное шествие по Москве. Три колонны "баркашовцев" промаршировали по Бескудникову, Ховрину и Дегунину. Одну из колонн остановила милиция, у задержанных проверили документы, после чего их отпустили. В районе Водного стадиона начальник криминальной милиции УВД Северного округа полковник А.Лахмотиков публично извинился перед "баркашовцами" за задержание. Впоследствии этот эпизод стоил полковнику должности. После этих событий выездная коллегия Бутырского муниципального суда запретила деятельность московской организации РНЕ, поскольку она "противоречит уставным требованиям и задачам организации, Конституции РФ и федеральным законам".
Обвинения, выдвинутые против всех ликвидированных отделений РНЕ, сводятся к нескольким тезисам: местные организации нарушают свой устав и федеральное законодательство, используют свастику и разжигают межнациональную рознь. Известно, что все отделения РНЕ занимаются одной и той же пропагандистской деятельностью. И если она противоречит закону, не проще ли Минюсту было бы запретить все их сразу? Оказывается, это невозможно: каждая организация является самостоятельным юридическим лицом. Как следствие - за каждым решением суда о ликвидации очередного отделения РНЕ следуют кассационные жалобы в вышестоящие инстанции. И если предположить, что в связи с принятием закона о противодействии экстремизму ликвидации отделений РНЕ в регионах примут массовый характер, то Верховный суд РФ будет просто завален жалобами чернорубашечников, а разбирательства по этим делам будут длиться месяцами. В Министерстве юстиции России, несмотря на настойчивые просьбы корреспондента "НГ", прокомментировать сложившуюся ситуацию не смогли, ссылаясь на занятость.