Причиной крушения самолета Ил-86, упавшего в подмосковном лесу близ аэропорта "Шереметьево-1" в воскресенье, стал неисправный стабилизатор авиалайнера. Это предположение считают наиболее вероятным эксперты комиссии по расследованию авиакатастрофы.
"Основной версией является самопроизвольное перекладывание стабилизатора в крайнее положение на пикирование, что переводит самолет в резкий набор высоты. Эта перекладка стабилизатора началась через две секунды после отрыва самолета от взлетно-посадочной полосы", - заявил вечером в понедельник председатель комиссии по расследованию причин авиакатастрофы, начальник отдела полевого расследования авиационных событий Межгосударственного авиационного комитета (МАК) Валерий Черняев. По его словам, уже через шесть секунд после того, как началось перекладывание стабилизатора, командир воздушного судна Константин Иванов попытался выровнять самолет "полной отдачей штурвала от себя", что в точности соответствует инструкции. Но эти действия оказались безрезультатными. "Стабилизатор самолета заклинило", - утверждают в МАКе.
Речевые записи на пленках бортовых самописцев, как сообщили корреспонденту "НГ" в МАКе, отсутствуют. Почему это произошло, сейчас выясняют специалисты МАКа. В принципе, по словам инженеров, отсутствие записи можно объяснить либо отказом техники, либо тем, что пилот просто не включил запись. Именно поэтому необходимо дождаться расшифровки технических данных, зафиксированных вторым "черным ящиком", и окончательных выводов экспертов. Однако Валерий Черняков заметил, что недостаток речевых записей бортовых самописцев не окажет серьезного влияния на расследование, так как его восполнит запись диспетчерского магнитофона. Звукозаписывающее устройство наземных служб работало параллельно с бортовыми и было включено в момент катастрофы, поэтому на нем сохранилась запись переговоров диспетчера с пилотами авиалайнера.
Между тем остальные версии причин трагедии пока тоже не отклоняются. Вполне вероятно, что причиной падения мог стать внезапный отказ двигателя авиалайнера. Не исключена и ошибка экипажа. Кроме того, как заметили корреспонденту "НГ" в Государственной службе гражданской авиации (ГСГА), возможно и совпадение этих двух факторов.
В авиакомпании "Пулково" комментировать предположения экспертов МАКа не стали: "До завершения работы комиссии мы просто не имеем права говорить что-либо на эту тему, - заявили корреспонденту "НГ" в авиакомпании. - Можем лишь повторить, что самолет был технически исправен и его налет был далек от предельного". Отказались прояснить ситуацию и в ОАО "Авиакомплекс имени С.В. Ильюшина". Начальник отдела эксплуатации Владимир Сахаров заявил "НГ": "Я не собираюсь ничего объяснять!"
А независимые эксперты выдвигают свои предположения. Так, по мнению некоторых специалистов, неисправность такого простого устройства, как стабилизатор, вряд ли могла погубить Ил-86. "Стабилизатор приводится в движение обычным электромотором, - пояснили в Государственной службе гражданской авиации. - В свою очередь, электромотором управляет пилот, нажимая на кнопку, которая замыкает контакты в электроцепи. Кнопка не фиксируется в нажатом положении. Чтобы отклонить стабилизатор, летчик должен постоянно давить на нее большим пальцем правой руки. Таким образом, поставить стабилизатор в положение кабрирования (то есть в крайнее положение. - "НГ") могло только залипание этой кнопки. Но устройство настолько просто в эксплуатации и надежно, что поверить в то, что оно испортилось, честно говоря, трудно. Во всяком случае, раньше такого не было". Вместе с тем и в ГСГА признают, что траектория падения самолета действительно очень похожа на пике при отклоненном стабилизаторе.