Сегодня достоверно известно, что служба безопасности Котласского ЦБК и правоохранительные структуры города Коряжма так и не предоставили общественности ни одного реального вещественного доказательства того, что кто-то готовил "силовой захват" комбината. Зато теперь в Коряжме долго будут вспоминать, как в одночасье появились решетки на окнах заводоуправления и проходных, как ведущую на ЦБК автотрассу перегородил "шлагбаум" из локомотива и нескольких товарных вагонов. Кстати, для этого "крайнего" средства, которое может попасть в школьные учебники по современной истории, понадобилось даже официальное согласование с ОВД города и железнодорожниками. Нагнетали обстановку митинги, участники которых пели "Вставай, страна огромная!", многочисленные круглосуточные пикеты у главной проходной, вооруженная местная охрана, толпы омоновцев и милиционеров. В местной прессе появились статьи, в которых говорилось о "захватчиках", о необходимости "обороны" предприятия. И еще - слухи, слухи┘ Дошло до того, что в школах стали отпускать пораньше детей, учителя советовали им не выходить на улицу. В магазинах старушки начали скупать консервы, сахар, соль и спички.
Из всех этих кусочков мозаики жизни комбината и города-спутника Коряжмы практически любой мог бы составить общую картину - здесь готовятся к худшему, к битве. Но ради чего? С кем? Этого в Коряжме так никто и не понял.
Однако мало кто знает, что на фоне шумной пропагандистской кампании в центральной и архангельской прессе происходили не менее странные события за многие тысячи километров от Котласского ЦБК - в Братске и Усть-Илимске, где расположены другие предприятия, входящие в холдинг "Илим Палп Энтерпрайз".
Вот некоторые выдержки из газеты "Братский лесохимик" за 12 июля 2002 года:
"Служба безопасности Братского ЛПК приведена в повышенную готовность. Заместитель генерального директора по безопасности Братского ЛПК Александр Ильин считает, что в настоящий момент служба безопасности комбината обладает всеми необходимыми ресурсами для предотвращения любой попытки силового захвата предприятия. Охрана имущества комплекса возложена на ООО "Атлант", в штате которого работают несколько десятков высококвалифицированных сотрудников, оснащенных необходимыми спецсредствами и оружием┘ В связи с появлением опасности силового захвата предприятия штат службы безопасности был усилен сотрудниками из других силовых структур города".
"Утром 10 июля работники Братского ЛПК организовали пикет на площади перед зданием заводоуправления. Несколько десятков работников предприятия встали перед управлением комбината для предотвращения силового захвата предприятия".
Аналогичные "мероприятия" были организованы и на Усть-Илимском ЛПК, в леспромхозах. Некоторые депутаты Законодательного собрания Иркутской области и Госдумы РФ тоже добавляли масла в огонь, проводя брифинги и пресс-конференции в поддержку "Илим Палп Энтерпрайз". Обо всем этом взахлеб пишет местная пресса.
Давайте оставим в стороне финансово-организационные вопросы всей этой массовой истерии, хотя вполне понятно, что оплата локомотива, вагонов, экстренные выпуски местных газет, зарплата выросшего в несколько раз штата охранников - все это ложится миллионными тратами на и без того скудный фонд заработной платы работников предприятий. Задумаемся лучше над тем, кому это выгодно - взбудоражить целые города, заставить перейти практически на военное положение силовые структуры населенных пунктов. (Обратите внимание, в заметке из "Братского лесохимика" ООО "Атлант" практически приравнено к "другим силовым структурам города"! А это уже вызывает подозрения в возможной неконституционности действий этого самого "Атланта".)
Все дело в том, что толпой, отдельными группами граждан, находящимися в состоянии массовой истерии или возбуждения, охваченными постоянно нагнетаемым страхом, гораздо легче управлять. (Живой пример - разъяренная и готовая громить здания КГБ и ЦК КПСС толпа в дни ГКЧП, энергию которой находящиеся в ней "специалисты" направили на памятник Дзержинскому.) А вот сейчас мы уже видим на НТВ устрашающие кадры приготовлений (к чему?) и слышим:
"Корр.: Эти оборонительные сооружения, способные остановить даже самую тяжелую армейскую технику, строятся не в Чечне. Эти люди - не военные, а рабочие завода. Они готовы стоять насмерть, чтобы защитить свое будущее┘ По просьбе руководителя комбината и городских властей к проходной завода стянули все резервы местной милиции. Во дворе круглосуточно дежурит отряд ОМОНа, вход охраняют вооруженные сотрудники УВД. Но рабочие все равно боятся, они говорят, что, если завод попробуют захватить силой, сами встанут на защиту предприятия. Лично вы что будете делать, если вдруг раздастся сигнал тревоги?
Дмитрий Чистухин, работник Котласского ЦБК: Ко входу, живой щит┘"
Вот они - ключевые слова - "живой щит"! Вот так, умело нагнетая обстановку, манипулируя слухами, играя на чувстве страха у простых людей, специалисты "грязных технологий" из службы безопасности ЗАО "Илим Палп Энтерпрайз" проводят в жизнь чью-то (возможно, своих хозяев) установку - любой ценой, даже ценой пролитой крови рабочих не допустить на комбинат новых менеджеров, представляющих интересы новых владельцев контрольного пакета акций. А ведь они стали таковыми, законно купив у государства акции Котласского ЦБК, которые были в судебном порядке изъяты у ЗАО "Илим Палп Энтерпрайз" в результате нарушения им инвестиционных обязательств, чрезмерной эксплуатации предприятия и его рабочих. Тех самых рабочих, которые могут стать "пушечным мясом" в борьбе владельца этой "лесной империи" З.Д. Смушкина за утраченные позиции.