Четверо военнослужащих срочной службы совершили побег с территории читинского дисциплинарного батальона Минобороны России. С каждым днем дезертирство из армии принимает все более массовый характер, и руководство Минобороны собирается изменить ситуацию применением более строгих мер воздействия на командиров, ответственных за дезертирство своих подчиненных. А командиры, в свою очередь, собираются компенсировать свои потери за счет пойманных беглецов.
По информации на вчерашний вечер, четверо солдат, сбежавших из дисбата Читы, до сих пор не найдены. Как сообщили корреспонденту "НГ" в пресс-службе ГУВД Читинской области, все четверо беглецов являются солдатами срочной службы и служили в Сибирском военном округе. В дисбате, по словам милиционеров, солдаты отбывали наказание за ряд правонарушений, и в том числе - за самовольное оставление воинской части.
По словам руководства дисциплинарного батальона, всем военнослужащим от 19 до 20 лет; двое из них призывались из Красноярского края, а двое других - из Бурятии и Тюменской области. Сбежали солдаты в минувшее воскресенье в 22.00 по местному времени, воспользовавшись тоннелем теплотрассы, проходящим по территории дисциплинарного батальона. Беглецы просто открыли люк и ушли. По словам милиционеров, единственное, что их обнадеживает, - что осужденные еще не успели обзавестись оружием.
Дезертиры, покидающие расположение части с оружием, делают это, как правило, сознательно. А следовательно, редко и недолго думают о целесообразности его применения. Так было совсем недавно в той же Чите, когда солдат-срочник одной из частей ФАПСИ дезертировал с автоматом и двумя магазинами патронов. По словам сотрудников пресс-службы ГУВД Читинской области, беглеца нашли спустя сутки близ станции Кручина под Читой. Но задержать его удалось только после того, как он израсходовал весь боезапас, и только по счастливой случайности никто, кроме самого дезертира, не пострадал.
Министр обороны России Сергей Иванов считает, что участившиеся случаи дезертирства в Вооруженных силах России (ежегодно из армии бегут около 5000 военнослужащих) объясняются, помимо прочего, слабой работой командного состава. Военная юстиция, в свою очередь, не исключает, что теперь за дезертирство военнослужащих будут отвечать их командиры. Военная прокуратура намерена строго спрашивать с должностных лиц, виновных в дезертирстве. Так, военный прокурор Федеральной погранслужбы России Александр Носков заявил, что "командиры, допускающие нарушения, которые становятся причиной самовольного оставления части, нередко с тяжкими последствиями, будут отныне привлекаться к строгой ответственности, вплоть до уголовной".
Командиры, в свою очередь, будут отыгрываться на дезертирах. Командование части намерено взыскать с военнослужащего погранвойск Евгения Силкина 80 тысяч рублей. На прошлой неделе он совершил побег из своей части, но был пойман, и теперь командиры хотят, чтобы Силкин возместил убытки, связанные с его поиском. Правда, эта инициатива идет вразрез с действующим законодательством, в соответствии с которым военнослужащие освобождаются от административных мер наказания - штрафов и компенсационных выплат: ответственность в этой части несет, как правило, Минобороны.