Несмотря на планы экспертов завершить расшифровку записей бортовых самописцев к среде, сделать это им не удалось. По словам руководителя лаборатории расшифровки "черных ящиков" Немецкого ведомства по полетным происшествиям Акселя Тиля, главные трудности, с которыми столкнулись эксперты, - плохое качество записи и несовпадение скоростей оборудования лаборатории и авиалайнера Ту-154. Поэтому магнитофонная запись переговоров российского экипажа передана в лабораторию в немецкий город Брауншвейг, специалисты рассчитывают справиться с нею к сегодняшнему дню.
Тем не менее часть фактов, установленных в процессе расшифровки, все-таки предана огласке. Так, установлено, что за 30 секунд до столкновения Александр Гросс подтвердил, что выполняет указание швейцарского диспетчера и идет на снижение. За 15 секунд до этого на связь с диспетчером вышел и пилот "Боинга" с сообщением о снижении высоты. Тем не менее представитель германской комиссии, занимающейся расследованием происшедшего, Одо Зборальский отметил, что подтверждения информации о получении диспетчером заявления командира самолета авиакомпании DHL International нет: "Оно есть только на пленке, и мы не уверены, получил ли его диспетчер".
Впрочем, и после того, как будет закончена расшифровка данных бортовых самописцев, ясности в вопросе о виновнике катастрофы не прибавится. Комиссия окажется перед необходимостью сделать вывод о виновности экипажа Ту-154 или диспетчера не на основе объективных данных, а на базе разнородных, порой противоречащих друг другу инструкций, устанавливающих приоритет указаний "земли" или автоматических систем. Причем делать свой выбор экспертам предстоит под мощным прессингом общественного мнения.
Например, представитель Международной ассоциации воздушного транспорта Вильям Гайар уверен: "Согласно существующему правилу, в случае противоречивых указаний авиадиспетчеров и системы автоматического слежения пилоты должны подчиниться рекомендациям бортовых приборов. Ознакомление с этим правилом включено в базовую подготовку любого пилота". Однако в обязательном для российских экипажей руководстве по управлению самолетом Ту-154 говорится, что пилот должен следовать команде автоматической системы только в том случае, если отсутствует связь с диспетчером, да и представитель Союза авиадиспетчеров Германии Аксель Рааб также утверждает, что единой официальной инструкции и четких международных правил поведения в такой ситуации не существует.