На днях некоторые российские СМИ сообщили, что прокуратура кантона Женева приступила к изучению материалов проверки счетов и аффилированных компаний фирмы Intertsez. По мнению местной полиции, сама фирма и ее "дочки" участвуют в противозаконной деятельности. Они фигурируют в списке 300 фирм, имеющих отношение к так называемой русской мафии.
Для тех, кто не в курсе о положении дел в отечественной лесной отрасли, поясним. Небольшая швейцарская контора через сеть дочерних структур контролирует крупнейший в стране лесопромышленный холдинг "Илим Палп Энтерпрайз". Во главе Intertsez стоит руководитель "Илим Палп Энтерпрайз" Захар Смушкин.
Поводом для начинающегося расследования стали отчеты аудиторов российской Счетной палаты, вскрывшие серьезные нарушения закона, допущенные в ходе приватизации контролируемых "Илим Палпом" предприятий, а главное - методы увода капиталов за границу.
Раньше на удочку швейцарских прокурорских работников попадались такие крупные рыбы, как "авторитетный" предприниматель Сергей Михайлов (по кличке Михась) и кремлевский управдом, ныне секретарь российско-белорусского союза Павел Бородин.
В Европе, как известно, очень щепетильно относятся к деньгам, которые поступают из России. Грязные криминальные доходы, сокрытая прибыль и легализуемые деньги нашим соседям не нужны.
Похоже, начинающееся расследование по "делу "Илим Палпа" затмит по скандальности знаменитое "дело "Мабетекс". Речь идет о сотнях миллионов долларов, укрытых от налогообложения и переведенных из России в зарубежные банки. Как уже сообщалось, только за 2000 год лесопромышленный холдинг сумел утаить более 100 млн. долл. чистой прибыли. И это не считая более мелких нарушений со стороны "Илим Палпа" (невозврат валютной выручки, например).
Захара Смушкина можно поздравить с тем, что теперь он, похоже, стал "невыездным". Куда бы ни направился председатель совета директоров "Илим Палпа" - везде он может быть арестован и экстрадирован в Швейцарию. Достаточно вспомнить историю Пал Палыча Бородина, которого женевские правоохранители достали даже в Нью-Йорке.
Последнее время и российские государственные органы взялись за расследование некоторых эпизодов деятельности "Илим Палпа" на подконтрольных ему предприятиях. Так, выяснилось, что за 10 лет существования холдинга он практически не вкладывал денег в модернизацию производства (оборудование в цехах изношено на 70-80%). Вся заработанная прибыль шла в карман акционерам из Intertsez.
Ущерб, причиненный "Илим Палпом" одному только Котласскому целлюлозно-бумажному комбинату, суд оценил в несколько десятков миллионов долларов. Выяснилось, что холдинг только делал вид, что инвестирует средства в предприятие, однако на самом деле переводил едва поступившие на счет деньги обратно к себе.
Вот уже несколько дней избранные новыми акционерами КЦБК члены совета директоров пытаются пройти на комбинат. Путь им преграждают сотрудники службы безопасности "Илим Палпа". Захар Смушкин намерен удержать предприятие любой ценой. Охранники угрожают встретить судебных приставов с оружием в руках.
Для швейцарцев все происходящее - дикость. У тамошних правоохранителей не укладывается в голове, как крупная компания и ее руководитель могут вести себя подобным образом. Однако в России Захар Смушкин, несмотря на очевидные сложности с законом, чувствует себя довольно вольготно.