Едва прекратились обвинения швейцарской авиадиспетчерской службы Skyguide в адрес погибшего экипажа российского лайнера Ту-154, потерпевшего катастрофу в небе над Германией, как их сменили новые. Теперь российских пилотов обвиняют в ошибке их коллеги из Германии. Они утверждают, что экипаж был обязан выполнять рекомендации бортовой системы предупреждения опасных сближений ТЕКАС и поднять самолет или увести его в сторону, а не следовать приказу "земли" о снижении...
"Экипаж лайнера должен был следовать указаниям системы предупреждения столкновений... Само обращение пилотов к диспетчеру было ошибкой", - такое заявление, по данным агентства AFP, сделали вчера представители профсоюза пилотов Германии. По их словам, в такой ситуации "сигнал тревоги, подаваемый автоматикой, является основным для экипажа, а приказы диспетчера носят характер рекомендации".
Однако в защиту российского экипажа высказались ряд независимых экспертов. В частности, известный германский специалист в области использования и разработки авиационных технологий Зепп Мозер заявил, что, несмотря ни на что, "основная доля ответственности за катастрофу ложится на Skyguide, так как бортовая система оповещения - всего лишь элемент вспомогательного характера". Того же мнения придерживается и наш эксперт, специалист по испытанию летной техники, бывший сотрудник ЛИИ им. Громова Юрий Цовьянов. В беседе с корреспондентом "НГ" он заявил: "Приказ с "земли" всегда является приоритетным для пилота, не подчиниться он просто не имел права. Пилот может действовать самостоятельно лишь при отсутствии команды диспетчера. Кроме того, в любой экстремальной ситуации при расхождении данных предпочтение отдается решению, принятому человеком, а не машиной, в показаниях которой можно усомниться".
В авиакомпании "Башкирские авиалинии" комментировать заявление германских летчиков отказались. Один из сотрудников компании заявил корреспонденту "НГ": "До официальных результатов экспертизы и завершения расследования мы ничего комментировать не можем и не будем".
Отказались от обсуждения и в Международном авиационном комитете (МАК), по словам представителей которого, "никакой официальной информации об этом заявлении не поступало", а комментировать "слухи и сплетни" в МАКе не намерены. "То они заявляют, что наши пилоты не знают английского, теперь кто-то решил, что правила не выучили..." - сказал представитель МАКа в беседе с корреспондентом "НГ".
Тем временем германские и швейцарские власти совместными усилиями ведут расследование в отношении действий швейцарского диспетчера, который вел в ночь на 2 июля российский Ту-154 и грузовой "Боинг-757". А специалисты Бюро по расследованию авиакатастроф Германии совместно с российскими специалистами продолжают работать над расшифровкой записей бортовых самописцев, информация которых станет решающей для следствия...