Судебная хроника последних дней - почти сплошь хроника противоборства государства и культурно-политического экстремизма в лице Национал-большевистской партии литератора Эдуарда Лимонова (Савенко). В прошлый четверг в Хамовническом межмуниципальном суде Москвы началось слушание дела по иску Минпечати о прекращении деятельности печатного органа НБП газеты "Лимонка". А вчера в Саратове начался суд над самим Лимоновым и пятью его соратниками. Эти два процесса так и будут идти параллельно, удерживая внимание СМИ, значительной части "протестного электората" и творческой богемы на происходящем вокруг экзотической партии и ее вождя.
Вчерашний день НБП начался в нескольких крупных городах России - Красноярске, Нижнем Новгороде, Смоленске и некоторых других - с уличных акций нацболов, требующих открытого суда над своими товарищами. Процесс, начавшийся в Саратовском областном суде, объявлен закрытым, и это, по мнению партийцев, выгодно гособвинению, добивающемуся для 59-летнего Лимонова строгого наказания за его, как считают в ФСБ, антигосударственную деятельность. Действительно, таким набором "убойных" статей мог похвалиться разве что чеченский генерал Салман Радуев, с которым Лимонов сидел в следственном изоляторе ФСБ "Лефортово". Тут и терроризм, и создание незаконного вооруженного формирования, и призывы к захвату власти. Все это "набегает" на 20 лет тюрьмы. Поэтому понятно недовольство тех, кто хотел бы открытости суда.
Кроме Эдуарда Лимонова, на скамье подсудимых находятся учредитель газеты "Лимонка" Сергей Аксенов, члены НБП Олег Лалетин, задержанный в начале марта 2001 года в поезде по пути в Новокузнецк с двумя автоматами Калашникова, а также Владимир Пентелюк, Дмитрий Корягин и Нина Силина, арестованные в Саратове при попытке приобретения еще четырех автоматов Калашникова. В Саратовский областной суд дело Лимонова поступает уже второй раз. 6 мая этого года облсуд постановил, что дело ему неподсудно и процесс должен проходить в Москве. 29 мая и 30 мая Генпрокуратура РФ и Верховный суд РФ опротестовали это решение. В итоге решением высшей судебной инстанции дело было возвращено в Саратов.
В штабе НБП убеждены, что решение о проведении суда далеко от Москвы принято главным образом для того, чтобы лишить подсудимых не только общественной, но и адвокатской поддержки. Действительно, как выяснилось вчера, четверо из шести подсудимых остались без ранее нанятых адвокатов, так как не имеют возможности оплачивать переезды защитников из Москвы в Саратов и обратно. Им должны быть предоставлены новые защитники, которым потребуется время для ознакомления с материалами уголовного дела. Скорее всего это требование будет удовлетворено, и процесс, таким образом, затянется уже на начальном этапе. А как таковой процесс начнется сегодня: его перенос на день адвокат Эдуарда Лимонова Сергей Беляк объяснил тем, что еще не истекли семь суток с момента получения подсудимыми обвинительного заключения, как того требует новый Уголовно-процессуальный кодекс.
Несмотря на свою закрытость (а может быть, и благодаря ей), суд над национал-большевиками обещает привлечь не меньше внимания, чем, скажем, суд над Анатолием Быковым, одним из кумиров Лимонова, о котором он написал книгу. Причем это будет, пожалуй, первый громкий процесс, где публику прежде всего будет интересовать не собственно криминал, а те мотивы, по которым действовали подсудимые. Кто они, эти, как они сами себя называют, "здоровые экстремисты": действительно опасные для общества радикалы или всего лишь заигравшиеся в революцию романтики? Возможно, одно из двух скоро станет очевидным.