Возможно, уже сегодня утром завершатся поисковые работы на месте катастрофы российского авиалайнера Ту-154 и транспортного "Боинга-757", столкнувшихся в ночь на 2 июля в небе над Германией. По крайней мере, так рассчитывали представители германских поисковых служб. К вчерашнему вечеру германские поисковики нашли тела 67 погибших из 71-го. Тела 44 погибших вчера уже были опознаны родственниками, прибывшими в четверг утром в Германию. Однако подтвердить результаты должна генетическая экспертиза.
Тем временем расследование причин катастрофы обрело неожиданный поворот. Оказывается, экипаж российского Ту-154 за полторы минуты до столкновения с "Боингом" сам сообщил швейцарской диспетчерской службе "Skyguide" об опасности. (До этого говорилось только о том, что российские пилоты получили команду на снижение за 50 секунд до столкновения.) По этой информации, полученной РИА "Новости" от источника в комиссии по расследованию катастрофы, в ходе следствия удалось установить, что о приближении "Боинга" российский экипаж проинформировала сработавшая система предупреждения столкновений в воздухе ТЕКАС. Экипаж тут же сообщил об опасности в наземную диспетчерскую службу, а ответ получил только через 40 секунд.
Как пояснил корреспонденту "НГ" специалист по испытанию самолетной техники, бывший сотрудник Летно-испытательного института им. Громова Юрий Цовьянов, подобное развитие событий вполне возможно. "Система ТЕКАС определяет приближение объекта, о чем немедленно сигнализирует экипажу и предлагает ряд возможных выходов из сложившейся ситуации", - сказал он. По словам нашего собеседника, подобные системы могут взаимодействовать между собой: "Так что не исключено, что и экипаж "Боинга" знал о возможности столкновения за полторы минуты до катастрофы". Однако, как заметил Юрий Цовьянов, команда диспетчера в любом случае является приоритетной, и экипаж может принимать какие-либо меры лишь при отсутствии команд с земли. "В пользу того, что экипаж действовал по указаниям диспетчера, говорит то, что лайнер стал снижаться. Самолет так устроен, что набрать высоту или увести его в сторону гораздо проще, чем идти на снижение. Поэтому если бы пилоты принимали решения самостоятельно, то они уводили бы его вверх", - полагает наш эксперт.
Другим актуальным вопросом остается вопрос о компенсациях и страховых выплатах родственникам жертв авиакатастрофы. Елена Танина, представитель страховой компании "Авикос", сообщила корреспонденту "НГ": "Наша компания выступает в качестве перестраховщика по рискам компании "Социнвест", в которой застрахованы "Башкирские авиалинии" на территории Германии. В соответствии с условиями страхового договора "Авикос" несет ответственность перед третьими лицами, то есть перед пассажирами рейса. На сегодняшний день родственникам погибших уже выплачено шесть миллионов рублей. Окончательная сумма выплаты будет гораздо выше, и ее размер будет зависеть от различных факторов авиакатастрофы".
Премьер-министр Башкирии Рафаэль Байдавлетов вчера заявил, что из бюджета республики выделен 1 млн. 830 тыс. рублей для выплаты единовременных пособий родственникам погибших и на другие неотложные расходы. В банке "Уралсиб" для сбора пожертвований открыт специальный счет. Представители республиканской правительственной комиссии уточнили в беседе с корреспондентом "НГ", что из бюджета республики родственникам каждого погибшего будет выплачено по 30 тыс. рублей и еще по 100 тыс. должны выплатить страховые компании.