Краевой суд Приморья во Владивостоке приступил вчера к закрытым слушаниям дела известного океанолога Владимира Щурова, обвиняемого российскими контрразведчиками в шпионаже в пользу Китая. Спецслужбы собираются привлечь ученого сразу по нескольким статьям, в числе которых ст. 283 ч. 2 (разглашение государственной тайны, повлекшее тяжкие последствия) и ст. 189 (незаконный экспорт технологий, научно-технической информации и услуг "двойного назначения") УК РФ.
Дело это началось 31 августа 1999 года, когда профессор Дальневосточного океанологического института, создатель и руководитель единственной в России лаборатории акустических шумов океана Тихоокеанского океанологического института РАН, действительный член Нью-Йоркской академии наук Владимир Щуров был задержан на приморском участке российско-китайской границы при выезде в город Харбин северной провинции Хэйлунцзян - российские таможенники арестовали акустические модули, которые ученый готовил для отправки в Китай. Тогда же обнаружили, по словам сотрудников УФСБ по Приморскому краю, и ряд документов, в которых был намечен целый ряд совместных работ с китайскими учеными.
Контрразведчики убеждены, что изъятая у ученого аппаратура относится к системам двойного назначения и может применяться в военных целях, а Щуров предоставил таможенникам неверные данные о ее технических характеристиках. По мнению специалистов ФСБ, телеметрическая приемная система, которую океанолог собирался перевести за рубеж, способна по шумам определять даже самые совершенные бесшумные субмарины.
Сам Владимир Щуров убежден в абсолютной несостоятельности выдвинутых против него обвинений. По словам профессора, он всю жизнь занимался лишь фундаментальной наукой, а созданная им лаборатория никогда не имела ни военно-промышленного статуса, ни какого-либо отношения к разработкам или выполнению военных заказов. Ученый неоднократно заявлял журналистам: "Я не понимаю, в чем меня обвиняют. Аппаратуру мы вывозили в соответствии с планом научных работ по контракту нашего института с китайскими учеными. Технику планировалось установить на научно-исследовательском корабле, который для проведения исследований предоставляла китайская сторона, а затем аппаратура должна была вернуться в Россию".
Владимир Щуров убежден, что ущерб государству нанес не он, а действия спецслужб, которые не позволили продолжить уникальные разработки и прервали выгодное сотрудничество. Но если ученому не удастся убедить суд в своей невиновности, ему грозит серьезное наказание - от 3 до 7 лет тюрьмы.