Скоропалительные выводы о вине российских пилотов в столкновении Ту-154 и "Боинга-757" на территории Германии оказались необоснованными. Все больше фактов свидетельствует об ошибке швейцарских диспетчеров.
Заявления швейцарских диспетчеров о предупреждении, поданном за полторы минуты до катастрофы, не подтвердились: первые расшифровки одного из "черных ящиков" Ту-154 свидетельствуют о том, что первый сигнал о снижении был подан лишь за 50 секунд. Кроме того, движением сразу пяти самолетов в зоне ответственности швейцарского центра управления воздушным движением руководил только один диспетчер - второй ушел на перерыв, а остальные бастовали. Вероятно, негативную роль сыграло и то обстоятельство, что российский авиалайнер вошел в эту зону ответственности всего за пять минут до катастрофы.
Как заявил корреспонденту "НГ" пресс-секретарь посольства России в Германии Михаил Гробарь, в среду утром в дипмиссию поступили сведения, что "переговоры российского экипажа слышали австрийские диспетчеры. По их словам, русские хорошо понимали швейцарцев и выполняли их указания".
Изменилось мнение и немецкой стороны. "В немецких СМИ даются очень аккуратные комментарии происшедшего, и если еще вчера с утра звучали какие-то обвинения в адрес российских пилотов (в частности, их незнание английского языка), то сегодня все больше внимания уделяется действиям швейцарских диспетчеров", - сообщает Михаил Гробарь.
Во второй половине дня пресс-секретарь швейцарской диспетчерской службы Skyguide Роже Габерелли в эксклюзивном интервью агентству Reuters официально заявил, что в момент столкновения в зоне ответственности его службы самолетов Ту-154 и "Боинга-757" в диспетчерской в Цюрихе была выключена автоматическая система предупреждения о возможности столкновения самолетов в воздухе. "Система не работала в этот момент. Так делается всегда в ночное время, так как в воздухе находится мало самолетов", - сказал пресс-секретарь. По его словам, в момент катастрофы "система была на профилактике".
Группа российских экспертов по расследованию причин трагедии уже приступила к работе на юге Германии. "Сейчас на месте катастрофы работают эксперты всех трех сторон - России, Германии и Швейцарии (прибытие американских экспертов из корпорации "Боинг" только ожидается. - "НГ"), но пока ничего нового не известно. Расшифровка "черных ящиков" может занять несколько месяцев, поэтому какие-то выводы делать рано", - утверждает Михаил Гробарь.
Сходной точки зрения придерживается и председатель комиссии Межгосударственного авиационного комитета по расследованию авиационных происшествий Владимир Кофман, заявивший корреспонденту "НГ": "Никаких версий и выводов по происшедшему нет и быть не может, так как пока ничего не известно. Профессионалы пока не могут ничего сказать, ведь еще даже не расшифрованы бортовые самописцы. Все, что сказано сейчас, выдумано прессой".
Расшифровка четырех "черных ящиков" (двух - с российского "Ту" и двух - с "Боинга") уже началась: с ними работают специалисты немецкой Службы безопасности полетов. "Активное участие Германии в этом вопросе обусловлено тем, что трагедия случилась на ее территории. А конвенцией ИКАО (Международная организация гражданской авиации. - "НГ") предусмотрена руководящая роль страны, на чьей земле произошло крушение", - пояснил Михаил Гробарь. Позже бортовые самописцы будут доставлены в Россию.
Вчера же на место трагедии прибыли первые родственники погибших - всего 8 человек. Тем же самолетом были отправлены и медицинские карты жертв катастрофы. В пресс-службе отметили, что согласно международным правилам опознание тел вне зависимости от их гражданства проводится специалистами той страны, где произошла трагедия. Окончательное решение об исследованиях по идентификации останков будет принято комиссией на месте трагедии, но эксперты не уверены, что удастся опознать всех погибших.
Возникшие первоначально затруднения с вылетом родных погибших, связанные с отсутствием загранпаспортов у многих из них, устранены. Оставшиеся вылетят в Германию сегодня. Для них организован центр приема в деревне Овинген.