Причиной столкновения российского Ту-154 "Башкирских авиалиний" и "Боинга-747" компании DHL в небе в 120 км к югу от Штуттгарта уже назван "человеческий фактор". Правда, разные стороны, участвующие в расследовании этой трагедии, трактуют это определение по-разному. Швейцарская сторона настаивает на том, что к катастрофе привела запоздалая реакция экипажа Ту на требования авиадиспетчеров сменить эшелон и снизиться. Немецкие авиаспециалисты, хотя и склонны винить в трагедии скорее российских пилотов, все-таки высказывают сомнения относительно правильности приказа "Боингу" идти на снижение - уже после того, как аналогичный приказ получил Ту. И только российские участники расследования не конкретизируют обвинения, оставляя национальную принадлежность виновников за скобками своих высказываний. Тем не менее первый заместитель главы Минтранса России, руководитель Госслужбы гражданской авиации России Александр Нерадько дал понять, что авария могла произойти из-за ошибки наземных служб, и категорически отверг версию о том, что причиной трагедии стала ошибка российского экипажа...
Итак, сначала - факты. Лайнер "Башкирских авиалиний" совершал чартерный рейс из московского аэропорта "Домодедово" в Барселону. На борту находились 57 пассажиров и 12 членов экипажа. Самолетом управлял пилот первого класса Александр Гросс, допущенный к международным полетам в 1991 году. На борту "Боинга", летевшего из Бахрейна в Брюссель, было 2 пилота. Самолеты столкнулись в небе над озером Боден около 1.45 по московскому времени. Обломки лайнеров разбросало в радиусе 30 км. В 6 утра был найден первый "черный ящик" российского лайнера, позднее - еще один.
По сообщению швейцарских диспетчерских служб, они своевременно известили Ту-154, что на него идет "Боинг". После того, как приказ снизиться, по словам швейцарцев, был передан на борт Ту в третий раз, россияне изменили свой курс, чтобы избежать столкновения, однако к этому времени такой же приказ о снижении получили и на "Боинге", и его выполнение и привело к катастрофе.
Теперь - версии. Швейцарская сторона заявила, что российский пилот "слишком вяло реагировал на неоднократные предупреждения диспетчеров с земли". Антон Мааг, официальный представитель швейцарских диспетчеров, отметил, что пока российский пилот медлил с решением снизиться, экипаж шедшего навстречу транспортного самолета получил автоматический сигнал опасного сближения и изменил курс на более низкий.
В качестве объяснения причин такой "вялой реакции" швейцарская сторона выдвигает плохое знание экипажем Ту-154 английского языка, из-за чего пилот якобы не понял команд диспетчеров. Тем не менее в российском Минтрансе "НГ" сообщили, что пилоты периодически сдают экзамены на допуск к полетам, в которые входит и экзамен по английскому языку. В последний раз Александр Гросс сдал экзамен по английскому языку зимой 2001 года. Кроме того, по словам бывшего ведущего сотрудника ЛИИ им. Громова Юрия Цовьянова, "словарный запас, которым пользуются диспетчеры и экипажи, невелик и состоит в основном из международных терминов, цифр и бытовых выражений. Не понять его не может только человек, в жизни не бравшийся за английский язык. К тому же экипаж, не владеющий этим запасом, никогда не будет выпущен на международные линии (по официальным данным, Александр Гросс выполнял зарубежные полеты в течение последних 11 лет. - "НГ")".
По другой версии, экипаж Ту-154 не успел переключиться на нужную частоту и просто не услышал команд с земли или у него отказала система связи. Однако в Минтрансе сообщили, что лайнер выпущен в 1995 году и был оборудован всей необходимой аппаратурой, обеспечивающей безопасность полетов в соответствии с международными требованиями, в том числе резервным радиопередатчиком.
Германия поддерживает мнение Швейцарии в том, что имело место непонимание между пилотами и диспетчерской. Представитель полиции немецкой земли Баден-Вюртенберг заявил, что диспетчеры находящегося неподалеку швейцарского города Цюрих пытались предотвратить столкновение российского самолета, выполнявшего рейс Москва-Барселона, с "Боингом-747".
Узнать истинные причины катастрофы общественность сможет не раньше начала сентября: по словам начальника отдела Немецкой службы безопасности полетов Андреаса Ангененда, до момента окончательного заявления о причинах катастрофы может пройти от двух до шести месяцев. В расследовании будут принимать участие и представители России во главе с замминистра транспорта Павлом Рожковым. Кроме того, в России следствие будут вести Мособлпрокуратура совместно с прокуратурой Башкирии. Но уже сейчас очевидно желание швейцарской, да и немецкой стороны возложить вину за катастрофу исключительно на российский экипаж. Удастся это сделать или нет, предсказать трудно: в пользу этой версии свидетельствует, например, тот факт, что экипаж Ту не успел отдохнуть в Москве перед полетом положенные 12 часов, против нее - необъяснимый маневр "Боинга", пошедшего на снижение.
Российские эксперты склоняются к тому, что обвинения экипажа Александра Гросса выглядят более чем надуманными. В беседе с корреспондентом "НГ" Юрий Цовьянов заявил: "Насколько мне известно, в день катастрофы в Швейцарии проходила забастовка авиадиспетчеров. В такой обстановке на каждого оставшегося на работе диспетчера ложится вдвое-втрое больше работы, и они начинают упускать на первый взгляд незначительные вещи. Если "Боинг" снизился по команде с земли - это чистой воды вина диспетчера: в подобных случаях судам даются диаметрально противоположные команды о смене высоты, ему не должны были командовать снижение! Может быть и так, что экипаж "Боинга" мог действовать без переговоров с землей: "грузовикам" вообще уделяют меньше внимания, чем "пассажирам", а во время забастовки - и подавно. В любом случае надо ждать расшифровки переговоров, записанных "черными ящиками" самолетов и в диспетчерском пункте - это объективная информация. Вряд ли Швейцария или Германия станут скрывать неприятные для них данные - это грозит слишком суровыми санкциями, в том числе и уголовными..."