0
937
Газета События Интернет-версия

27.06.2002 00:00:00

"Дело Холодова" кончилось ничем

Тэги: холодов, суд, приговор


Сенсации не произошло. То, что подсудимых по делу о взрыве в редакции "Московского комсомольца" в октябре 1994 года оправдают, в последнее время становилось все очевиднее. А когда все шестеро подсудимых, выступая с последним словом, напрочь отвергли все выдвинутые против них обвинения, стало ясно: у Генпрокуратуры практически не остается шансов на вынесение судом обвинительного приговора. И вот вчера Московский окружной военный суд полностью оправдал обвиняемых в убийстве Дмитрия Холодова в связи с недоказанностью их вины и освободил всех шестерых в зале суда. Обвинение же требовало для них наказания в виде лишения свободы на сроки от 9 до 15 лет.

Как указывается в приговоре, "органы предварительного следствия не представили объективных доказательств" вины подсудимых. Не были найдены такие доказательства и в ходе процесса. Суд признал необоснованными выводы следствия о том, что преступление было организовано бывшим начальником разведки ВДВ полковником Павлом Поповских, который поручил своим подчиненным расправиться с Холодовым. Как утверждало следствие, Поповских организовал убийство Холодова из "карьеристских побуждений", дабы не осложнять отношений с руководством. По этой версии, министр обороны Павел Грачев неоднократно требовал сделать так, чтобы в печати прекратились негативные публикации о происходящем в армии, упоминая, в частности, материалы Холодова. Сам Грачев на суде заявил, что никому не приказывал убить Холодова, и в результате заявленный следствием мотив преступления был признан судом необоснованным.

Суд указал также, что органами следствия не было добыто доказательств того, что Поповских, а также его подчиненные - командир спецотряда 45-го полка ВДВ Владимир Морозов и его заместители Александр Сорока и Константин Мирзаянц - похитили боеприпасы, из которых впоследствии было изготовлено взрывное устройство. Кроме того, в приговоре отмечается, что алиби подсудимых не было опровергнуто собранными следственными доказательствами (по словам Поповских, в день взрыва он вместе с Мирзаянцем находился в подмосковном Королеве).

В приговоре подчеркивается, что в ходе процесса были допрошены около 300 свидетелей, но никто из них не указал на причастность подсудимых к убийству журналиста. Единственным, кто обвинил офицеров в совершении преступления, был ефрейтор ВДВ Александр Маркелов. Как известно, затем он признался, что ему просто были нужны деньги: "Московский комсомолец" пообещал 2 тысячи долларов тому, кто поможет раскрыть преступление.

Итак, самое, пожалуй, громкое и загадочное дело последних лет закончилось ничем. Главные вопросы - кто, как и зачем убил Дмитрия Холодова - остались без ответа. Но неудовольствие заинтересованных в ином исходе дела следует адресовать не суду, а тем, кто вел предварительное следствие. Что же касается хода процесса, то, по общему мнению наблюдателей, он был проведен судьей Владимиром Сердюковым безупречно. Кстати, это именно он вынес оправдательный приговор подсудимым по знаменитому делу о взрыве на Котляковском кладбище. Как отмечают специалисты в области юриспруденции, тот приговор можно было считать прецедентом: судья продемонстрировал высший профессионализм - прежде всего в смысле неподверженности любым внешним влияниям. После суда по "афганскому делу" полковник юстиции Сердюков стал генерал-майором. И то, что дело об убийстве Холодова доверили именно ему, уже было сигналом: суд ни у кого на поводу не пойдет.

Адвокат предпринимателя Константина Барковского Лариса Мове так прокомментировала корреспонденту "НГ" исход процесса: "Я не сомневалась в таком решении суда и считаю его справедливым и единственно верным. Основная проблема была только в том, что процесс шел ненормально: о доказательной базе как таковой даже и говорить смысла не имело. Следствие не предоставило не только прямых, но даже косвенных доказательств вины обвиняемых. Порой создавалось впечатление, что самого понятия "презумпция невиновности" в этом деле не существовало. И наша работа, работа адвокатов, заключалась в том, чтобы развеять в суде некое мнение о том, что эти люди виновны. Взять, к примеру, взрывотехническую экспертизу, результатов которой все так ждали! Все сконцентрировались на том, чтобы дать ответ, сколько именно взрывчатки было в дипломате, но так и не смогли ответить на вопрос, кто же все-таки его изготовил".

По словам Ларисы Мове, подсудимые должны быть восстановлены в должностях, от которых их отстранили на время следствия. "Я, безусловно, буду рекомендовать подзащитным обратиться со встречным иском к прокуратуре о возмещении морального вреда за время, проведенное за решеткой по ложному обвинению, - сказала адвокат. - Однако об этом можно будет говорить только после того, как приговор вступит в законную силу, а это случится после того, как дело пройдет кассационную инстанцию. Нет никакого сомнения, что и "МК", и прокуратура будут подавать кассационные жалобы. За время этого следствия ряд чиновников получили и звания, и квартиры, и теперь им будет очень трудно объяснить, что все их доводы и доказательства были фикцией".

А вот как прокомментировала решение суда адвокат Елена Томашевская, защитник главного обвиняемого Павла Поповских: "Мой подзащитный очень ждал именно такого решения суда. Он рассчитывал на справедливость и все четыре с лишним года, которые он провел в тюрьме, не терял надежды на оправдательный приговор. За это время мы использовали все имеющиеся в арсенале закона методы, начиная с исков о защите чести и достоинства и заканчивая обращением в Страсбургский суд по правам человека. Разумеется, мы не ограничимся просто оправдательным приговором, который, вне всякого сомнения, вступит в силу, и будем в обязательном порядке подавать встречный иск о возмещении морального вреда. Ни о каком восстановлении в должности Павла Поповских речи, конечно, уже не идет: еще в процессе следствия он вышел на пенсию по состоянию здоровья". Сейчас, по словам Елены Томашевской, все адвокаты постарались оградить своих подзащитных от встреч с журналистами, поскольку их моральное состояние не позволяет им нормально с кем-либо общаться. Их отвезли к родственникам, где они, по всей видимости, проведут ближайшие несколько дней.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
1601
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
997
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
717
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
987

Другие новости