0
852
Газета События Интернет-версия

27.06.2002 00:00:00

Половодье беспомощности

Тэги: катастрофа, наводнение, потоп, стихия


Семьдесят два погибших (и это, возможно, еще не окончательная цифра), 83 тысячи эвакуированных и почти 288 тысяч пострадавших - таковы итоги крупнейшего в нынешнем году наводнения, потрясшего всю Россию. Потрясшего не только масштабами, хотя и они впечатляют. Куда сильнее поражает иное: то, насколько неготовыми оказались местные власти к натиску стихии и насколько беспомощно пытаются они сейчас исправить положение. Показательный парадокс: в то время как российский президент садится за общий стол с лидерами "восьмерки", Россия справляется с последствиями стихийного бедствия методами, больше подходящими какой-нибудь аграрно-феодальной стране.

Невольно вспоминается лихорадка прошлого лета, воплотившаяся в одном-единственном слове - Ленск. Но сопоставим цифры: в Ленске - пятеро погибших и двое пропавших без вести, на Северном Кавказе - семьдесят с лишним только трупов. В Ленске без крова остались 3200 семей, на Северном Кавказе - почти 90 тысяч человек. Ущерб от ленского наводнения составил порядка 6 миллиардов рублей, от северокавказского только предварительный - более 12 миллиардов. Ленск пришлось восстанавливать всей Россией, под пристальным контролем президента и непосредственным руководством МЧС. А что делать на сей раз?

Власть уже принимает экстраординарные меры по ликвидации последствий наводнения. Президент Владимир Путин во вторник вечером разговаривал с руководителями всех девяти пострадавших субъектов Федерации. По официальной информации, они всего лишь доложили об ущербе и ходе восстановительных работ. Но можно догадаться, каким был общий тон разговора, если с первых дней наводнения стало ясно: главная вина в случившемся ложится именно на местные власти. И это уже не в первый раз: ликвидация последствий любого стихийного бедствия такого рода ни разу не обходилась без скандалов с отставками местных чиновников. Первый "отставник" уже есть: "за пассивность в ликвидации последствий стихийного бедствия" губернатор Краснодарского края Александр Ткачев своим указом снял с должности главу Успенского района Василия Колыхайло.

Создается впечатление, что любое стихийное бедствие вызывает у местных властей самый настоящий ступор. Не имея сил (или желания) предотвратить катастрофические последствия, они и после ведут себя так, словно надеются только на помощь федерального Центра. Половодье словно смывает всю решительность глав большинства субъектов, более чем заметную в любых других вопросах, особенно затрагивающих интересы самих владетелей. С мест доносится только: "Дайте! Помогите! Пришлите деньги, спасателей, строителей, материалы!.."

Несомненно, ликвидируя последствия стихийных бедствий такого масштаба, как наводнение на Северном Кавказе, верховная власть обречена использовать государственные ресурсы - местных не хватит по определению. Но ведь нынешний удар стихии не был внезапным, и ничто не мешало подготовиться если не к самому наводнению, то хотя бы к тому, что его последствия придется ликвидировать. Но этого не случилось, и теперь оставшиеся без крова люди вынуждены ждать помощи со стороны. Которая пока невелика: всего по 1000 рублей материальной помощи.

Эта вопиющая ситуация вчера стала предметом горячих дискуссий представителей законодательной власти России. Спикер Госдумы Геннадий Селезнев призвал своих коллег перечислить деньги в помощь пострадавшим. Представители фракции "Единство", по данным Интерфакса, заявили, что они уже приняли такое решение, а коммунисты утверждают, что даже и деньги уже перечислили. При этом координатор фракции коммунистов Сергей Решульский задал своим коллегам простой вопрос: не стыдно ли им, что каждый депутат получил по 70 тысяч рублей отпускных, в то время как пострадавшим от наводнения дают по одной тысяче?

Вопрос о ликвидации последствий наводнения обсуждался вчера и в Совете Федерации. Комитет СФ по социальной политике внес на обсуждение палаты проект обращения к законодательным и исполнительным органам субъектов Федерации. В нем, в частности, говорится: "Совет Федерации... обращается к законодательным (представительным) и исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации с предложением организовать работу на своих территориях по оказанию экстренной помощи пострадавшим от стихийного бедствия". Скорее всего обращение это будет принято. На Руси умеют спасать всем миром. Но не слишком ли это дорогая цена за беспомощность и недальновидность?

***

Во всех пострадавших от катастрофического наводнения районах Северного Кавказа сегодня идут активные восстановительные работы, но зачастую не хватает техники, стройматериалов и финансов. Восстановительные отряды работают без перерывов. Все силы и средства направлены на ремонт объектов жизнедеятельности и жилищно-коммунального хозяйства. В первую очередь восстанавливаются дороги, связь и водоснабжение. Большие силы сосредоточены на ремонте автотрассы "Кавказ" на Ставрополье и Транскавказской магистрали в Северной Осетии.

Во многих российских регионах начат сбор средств в фонд помощи пострадавшим. Одними из первых откликнулись на беду в Ростовской области. Накануне в наиболее пострадавший от наводнения Кочубеевский район Ставрополья из Ростова отправилось несколько машин-водовозов. Посильную помощь решили оказать и донские пожарные, отправившие своих водолазов и врачей-физиологов.

Сейчас самую большую опасность представляет возможность массовых инфекционных заболеваний. Обстановку усугубляет разрушение очистных сооружений, в результате чего в реки поступают неочищенные канализационные стоки и воду нельзя использовать для хозяйственных нужд. Во всех пострадавших от стихии населенных пунктах медики предупреждают, что пить воду из-под крана следует только в кипяченом виде. Тяжелее всего эпидемиологическая ситуация пока остается на Ставрополье, где в зону затопления реки Кума и ее притоков попали пять скотомогильников. Но пока они не размыты, и угрозы распространения смертельной инфекции нет. Угрозу здоровью людей несут также трупы диких и домашних животных, которые обнаружились после спада разливов во многих местах. Сейчас их сбором и захоронением занимаются ветеринарная и коммунальные службы, которые к тому же проводят и дезинфекцию местности.

Активными участниками восстановительных работ стали военные. Как сообщил корреспонденту "НГ" в пресс-службе Северо-Кавказского военного округа, с последствиями наводнения борются более 2300 военнослужащих и около 270 единиц автомобильного транспорта, бронетехники и плавсредств, а также 15 вертолетов Ми-8. В военных госпиталях за жизни пострадавших борются 11 бригад врачей. Из районов бедствия военные эвакуировали свыше двух тысяч человек, доставили пострадавшим более 200 тонн груза. Огромная нагрузка в этой ситуации ложится на вертолеты, которые за последние дни совершили уже 216 вылетов. А в Чечне военнослужащие восстановили уже 80 километров автодороги Дуба-Юрт-Шатой, соединяющей отрезанные наводнением южные районы с центральной частью республики, и отремонтировали железнодорожный мост в Аргуне.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
1749
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1092
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
794
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
1074

Другие новости