Вчера была обнародована официальная версия трагедии, произошедшей на космодроме Байконур 12 мая этого года, когда обрушилась крыша монтажно-испытательного корпуса (МИК) на площадке # 112, погребя под обломками 8 человек. Правительственная комиссия, которую возглавил Илья Клебанов, пришла к выводу, что в случившемся виноваты строители, которые возводили это здание в 1967 году, и те, кто чинил кровлю перед ее обвалом. Как выяснилось, в конце 60-х, когда основной задачей строителей были ударные темпы, а не качество, были допущены серьезные отклонения от проекта. Вместо минераловаты крыша была покрыта тяжелым керамзитом, который хорошо впитывает влагу (когда в нынешнем мае над Байконуром прошли проливные дожди, они стали в полном смысле слова последней каплей). А во время последнего ремонта на крышу подняли более 10 тонн строительных материалов.
Все эти факторы, по мнению комиссии, и привели в итоге к трагедии, жертвами которой стали 8 человек. Тела семи спасатели извлекли в первые дни, а восьмого погибшего не удалось найти до сих пор. И хотя бойцы российского МЧС, еще в конце мая прибывшие на Байконур, чтобы снять все опасно висящие элементы крыши, почти закончили свою работу, отыскать тело им не удалось. Сорокасемиметровой высоты завалы под четвертым и пятым пролетом кровли до сих пор не тронуты, а именно под ними, по некоторым данным, и находится тело последнего погибшего.
Дальнейшая судьба площадки # 112 байконурского МИКа, построенного под реализацию программы полетов российских космических кораблей на Луну (она прекращена в 1988 году), еще не определена. По словам представителей комиссии Клебанова, корпус должны восстановить. Однако источники "НГ" из числа работающих на Байконуре подвергли эти заявления сомнению. По их данным, восстановлению подлежат только первые три из пяти пролетов МИКа. По слухам, это решение связано с тем, что именно в непострадавших первом и втором пролетах установлены французские беспылевые камеры, которые используются для сборки малых космических аппаратов и приносят какой-то доход. Что же касается блоков ракеты-носителя "Энергия" и макета "Энергии" с кораблем "Буран", стоявших в другой части здания, то, как говорят на космодроме, они давно превратились в экспонаты дорогостоящего музея. "А после того, как заговорили о переносе к 2005 году всех стартов Байконура на космодром в Плесецке, можно сказать, катастрофа МИКа вообще была России только выгодна. Охранять и содержать памятник проекту "Буран" было нам явно не по карману", - полагают на Байконуре.