0
2365
Газета События Интернет-версия

27.05.2002 00:00:00

Мафию побеждают одиночки

Тэги: фальконе, мафия, преступность


Десять лет назад, 24 мая 1992 года, в Италии был убит следователь Джованни Фальконе - человек, которого называют победителем итальянской мафии. И хотя до конца уничтожить оргпреступность на Апеннинах не удалось, итальянский опыт может очень пригодиться сегодняшней России. Ведь именно коза ностра сильнее всего похожа на нынешнюю российскую мафию...

Криминальные родственники с Апеннин

За минувшее столетие в мире сформировалось несколько крупных преступных синдикатов. Среди наиболее значимых специалисты выделяют четыре: американскую группировку, итальянскую и русскую мафии, а также восточно-азиатские преступные сообщества. Несмотря на одни цели, к которым стремились и стремятся бандиты всего мира, способы их достижения у разных мафиози различны. В силу сложившихся обстоятельств американцы и представители восточных группировок стоят особняком: они чаще других пытаются разрешить проблемы мирным путем, предпочитая пистолетам хитросплетенный шантаж или же подкуп. Кроме того, эти группировки, зарабатывая основные деньги на абсолютно незаконных операциях (торговля наркотиками и оружием, проституция), используют легальный бизнес в первую очередь для отмывания денег, а контакты во властных структурах - для обеспечения безопасности своего "дела". С итальянцами и россиянами дело обстоит иначе.

Сицилийская коза ностра в течение длительного времени занимала лидирующее положение в итальянском преступном мире. Горячие итальянцы хватались за оружие по поводу и без него. Во второй половине 80-х годов спрут взял курс на политику устрашения и дестабилизации обстановки в стране, а в начале 90-х пошел на прямую конфронтацию с государством. В этот период убийства прокуроров, судей и сотрудников спецслужб стали обыкновенным для Италии делом. Это говорило об одном: традиционный мафиозный менталитет коза ностра изменился. Многие помнят знаменитую обложку немецкого журнала "Шпигель": поверх тарелки спагетти лежит черный пистолет. Этот фотомонтаж стал неким символом ситуации на Апеннинах. Таким же, как эхо взрывов у знаменитой галереи Уффици во Флоренции и у храма Святого Иоанна в Риме.

Криминальная ситуация в Италии, сложившаяся в конце 80-х годов, как две капли воды похожа на сегодняшнюю российскую действительность. И итальянские, и российские гангстеры сколотили первоначальное состояние не на доходах от банальных грабежей и разбоев, а на куда более значительных бюджетных средствах. Чтобы обеспечить себе беспрепятственный доступ к этому неиссякаемому источнику доходов, они срослись с властными институтами (а иногда и просто сами стали властью), постепенно легализовались и занялись легальным большим бизнесом: строительством, добычей нефти и газа, "курированием" металлургической отрасли.

Теорема Бушетты

К концу 80-х годов итальянские мафиози подмяли под себя все государственные структуры. Но Италия нашла в себе силы и перешла в наступление. Самые квалифицированные кадры полиции - такие, как следователи Джованни Фальконе и его друг Паоло Борселино, собрали огромный материал, установили зарубежные связи мафии и внутреннюю структуру сицилийского клана. Фальконе и Борселино замахнулись на святая святых мафии - ее финансовую систему, связи с заокеанским наркобизнесом и международной торговлей оружием. Благодаря работе итальянских следователей был обнаружен феномен организованной преступности мафиозного типа с установленными нормами поведения, руководящими органами и функциональными ролями ее членов. Помимо сицилийской коза ностра итальянские следователи вышли еще на три преступные группировки мафиозного типа: "Надрангета" в области Калабрия, "Каморра" в Кампании и "Сакра Корона Унита" в Апулии.

Но справиться с ними можно было, лишь разгромив сицилийцев. Удивительно, но начало краху коза ностра положил один из самых знаменитых главарей итальянской мафии - Томмазо Бушетта. Он был схвачен полицией США и выдан итальянским властям. Оправившись после неудачной попытки самоубийства (при аресте Бушетта принял огромную дозу стрихнина) и убедившись, что большинство членов его "семьи" погибли в войне с другими мафиозными кланами, Бушетта счел за лучшее раскаяться. Говорят, что именно Джованни Фальконе первым заставил арестованного Томмазо Бушетту нарушить "кодекс омерта" - заговор молчания, закон, делающий мафию неуловимой, отступление от которого карается смертью. Благодаря показаниям Бушетты, Фальконе начал судебный процесс, на котором удалось доказать вину сотен мафиози, в том числе самых высших ее руководителей. Бушетта сдал полиции короля сицилийского клана Сальваторе Риину по прозвищу Коротышка, который десять лет возглавлял невидимую империю. Выяснилось, что Риина лично отдавал приказы об убийствах женщин и детей. Бушетта утверждал также, что Коротышка контролировал деятельность итальянского премьер-министра Джулио Андреотти, но доказать это так и не удалось.

В результате расследования была сформулирована так называемая теорема Бушетты: все члены мафии причастны ко всем ее деяниям. Впоследствии Фальконе убедил государство, что людей, которые дают показания против мафии, необходимо охранять вместе с семьями и предоставить им социальные гарантии.

Работа против оргпреступности стала для отважного следователя и его друга Паоло Борселино смертным приговором, который и был приведен мафией в исполнение. Бомба, убившая Джованни Фальконе и его жену Франческу Морвилло, была заложена под шоссе. Эхо взрыва прокатилось по всей Сицилии, после чего жители сицилийских городов и деревень принялись помогать властям. Даже свою смерть Джованни Фальконе заставил служить делу, которому отдал жизнь.

Как выяснилось, в обоих случаях руку убийц направлял Тото Реина по прозвищу Курто. В январе 1994 года его схватила полиция Палермо, и вскорости Тото приговорили к пожизненному заключению. Тогда вместе с ним за решетку отправились сотни мафиози.

Что такое настоящая мафия

Российская организованная преступность, набравшая силу к середине 90-х годов, оказалась на редкость схожей с итальянской мафией. Доходило до курьезов: кожей чувствуя "родство душ", русские гангстеры учились у своих старших товарищей (порой даже на беллетризированных киноэпопеях) и затем широко использовали их опыт.

Насколько это получилось у российских донов, свидетельствует действительность. Большинство оргпреступных кланов успели легализоваться, заняться "большим" бизнесом и даже войти во властные структуры. Победить оргпреступность силовым путем не удалось. И, судя по всему, не удастся. Российские мафиози нашли единственно возможный выход из сложившегося положения - научились договариваться буквально со всеми. Это прямо и косвенно признают самые высокие руководители российских правоохранительных органов. Чего стоят слова генпрокурора России Владимира Устинова о коррумпированности власти или заявления ведущих экономистов о том, что сама прокуратура превратилась в один из факторов сдерживания экономического роста государства.

Наверное, Россию мог бы спасти свой Фальконе - пусть даже ценой своей жизни. Но он никогда не появится. И вовсе не потому, что в нашей стране не осталось честных, порядочных профессионалов. Подражая итальянским "коллегам", российские мафиози в итоге превзошли их: разборки с полицейскими или прокурорскими "крышами" итальянцам и не снились, а для нас это обыденная действительность. И кто в такой ситуации, скажите, будет рад появлению российского Фальконе?..


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Курс рубля вернулся в март 2022 года

Курс рубля вернулся в март 2022 года

Анастасия Башкатова

Попытки воздействовать на нацвалюту ключевой ставкой могут ни к чему не привести

0
1039
"Орешник" вынуждает США корректировать стратегию ядерного сдерживания

"Орешник" вынуждает США корректировать стратегию ядерного сдерживания

Владимир Мухин

Киев и НАТО готовятся к новому витку эскалации конфликта с Россией

0
1083
США и Япония планируют развернуть силы для защиты Тайваня

США и Япония планируют развернуть силы для защиты Тайваня

  

0
480
Конституционный суд почувствовал разницу между законом и реальностью

Конституционный суд почувствовал разницу между законом и реальностью

Екатерина Трифонова

Отказать в возбуждении уголовного дела много раз по одному поводу теоретически нельзя

0
688

Другие новости