Похоже, российская Генпрокуратура готовится то ли к громким делам, то ли к громким политическим потрясениям. Во всяком случае, события последних дней позволяют говорить о необыкновенной политической активности Владимира Устинова. Судите сами: только за последние дни - два доклада в Совете Федерации и Государственной Думе, громкие заявления по поводу активизации бритоголовых и частного по большому счету инцидента с избиением пикетчицы во Владивостоке... А тут еще два неожиданных назначения: сначала 24 апреля проходивший два года в советниках бывший первый замминистра МВД Владимир Колесников становится заместителем генпрокурора (по слухам, скоростью, с которой советник генпрокурора стал его замом, были удивлены даже видавшие виды кадровики с Большой Дмитровки), а 20 мая в его кресло садится замначальника управления ГП по расследованию особо важных дел Руслан Тамаев.
Пристрастие Владимира Устинова к чисто политическим пиаровским приемам хорошо известно. Еще в конце прошлого года генпрокурор занялся несвойственным для него делом - личным участием в следственных действиях на поднятом со дна атомоходе "Курск". Потом - личное участие (тоже никак не объяснимое с точки зрения реальной необходимости, зато хорошо понятное любому политтехнологу) в процессе над Салманом Радуевым. Впрочем, за этим последовало - и тоже весьма неожиданно - затишье. Поговаривали, что генпрокурору прозрачно намекнули в Кремле: дескать, прокурор должен громкие дела расследовать, которых к тому же накопилось бог весть сколько, а не на политической сцене играть. Но, видимо, увещевания возымели недостаточное воздействие: Владимир Устинов возвращается в большую политику.
Впрочем, ничего удивительного для России в этом нет. В стране, числящейся в лидерах мировых рейтингов коррумпированных стран и стран с криминальным обществом, по-другому и быть не может. Кроме того, любой генпрокурор времен независимой России так или иначе играл в политические игры. За что и платил всегда - иногда свободой и здоровьем (как заработавший в "Лефортово" туберкулез Алексей Илюшенко, обвинявшийся во взяточничестве и злоупотреблении служебным положением), иногда должностью и спокойной жизнью (как Юрий Скуратов, пострадавший после появления на центральном ТВ скандального порносюжета). Но теперь речь идет не только о политической игре - последние назначения придают ей весьма странный оттенок.
Чем знамениты Владимир Колесников и Руслан Тамаев? Первый - профессиональный сыщик, сделавший головокружительную карьеру в МВД и совершенно неожиданно, без объяснения причин подавший в отставку с поста замминистра. Через полгода он вернулся к привычной работе, но уже в новом качестве - советника генпрокурора. Именно в этой роли Владимир Колесников вернул к жизни "дело Быкова", что стало следствием его инспекционной поездки в Красноярский край. Кроме того, советник генпрокурора отметился и в публичной политике, выступая ярым оппонентом сторонника судебной реформы Дмитрия Козака.
Второй - Руслан Тамаев известен прежде всего как человек, расследовавший скандальные дела "Голден АДА" и "Мабетекс". Первое, как известно, закончилось смехотворными приговорами, хотя речь шла о хищении порядка 180 млн. долларов, а второе было прекращено "по реабилитирующим обстоятельствам". После чего следователь-"важняк" Тамаев получил повышение и стал замначальника Управления по особо важным делам.
Примечательно, что все громкие расследования, с которыми связаны имена Владимира Колесникова и Руслана Тамаева, можно назвать в той или иной степени "анти-Семейными" (речь идет о ельцинской Семье). Впрочем, нынешние повышения этих персонажей, возможно, никак с этим обстоятельством и не связаны...