Вчера Замоскворецкий межмуниципальный суд Москвы освободил заместителя начальника управления Центробанка по Москве Александра Алексеева от уголовной ответственности "за отсутствием состава преступления". Алексеев обвинялся в превышении должностных полномочий при кредитовании банка СБС-АГРО, и, по версии обвинения, нанес государству ущерб на сумму более 4 млрд. рублей.
Прокуратура расследовала уголовное дело о выделении Центробанком в 1998 году кредита банку СБС-АГРО на сумму 5,86 млрд. рублей. Большая часть суммы не была возвращена. В качестве свидетелей по делу проходили десятки должностных лиц, однако из руководителей Центробанка к ответственности привлекли лишь Алексеева.
Обвинение потребовало признать подсудимого виновным в превышении должностных полномочий и назначить ему наказание в виде 3 лет лишения свободы, применив, впрочем, постановление Госдумы об амнистии.
Сам Александр Алексеев категорически отрицает свою вину. По его словам, он лишь выполнял решение совета директоров Центробанка от 2 октября 1998 года о выделении кредита СБС-АГРО. При этом, выступая вчера с последним словом, он развил целую теорию относительно того, правомерно ли обвинять его в превышении должностных полномочий. Подсудимый обратил внимание суда на то, что привлекаться по статье 286 УК РФ могут лишь государственные служащие, тогда как по закону все сотрудники Центробанка, кроме председателя, госслужащими не являются. По мнению Алексеева, признание его виновным по этой статье будет означать, что суд признает сотрудников Центробанка государственными служащими, а это, в свою очередь, укажет на то, что средства Центробанка являются государственной собственностью. Как полагает Алексеев, решением Замоскворецкого суда непременно воспользуются западные кредиторы РФ, например швейцарская фирма "НОГА", с целью наложить арест на средства ЦБ, находящиеся за границей. Он напомнил, что недавно авуары ЦБ, арестованные по иску "НОГА" в Швейцарии, были освобождены от ареста, поскольку не являются госсредствами. Алексеев отметил, что по закону "Центробанк не отвечает по долгам государства, а государство не отвечает по долгам Центробанка", и нарушение этого правила может иметь негативные последствия для России.
Последняя речь Александра Алексеева в суде выглядит остроумным ходом его защитников. Из нее следует, что, как ни крути, а освободить чиновника от ответственности - в интересах всей России.