Вчера в Новосибирске прошли похороны одиннадцати человек, погибших 7 мая на Алтае в результате катастрофы военного вертолета Ми-8.
Большинство погибших пассажиров были известными в деловых кругах города людьми. Среди них - выпускник Сибирской государственной академии госслужбы, сын гендиректора Муниципального банка Владимир Женов, бывший главный экономист издательства "Советская Сибирь", один из организаторов еженедельника "Рекламные предложения" Алексей Ким, гендиректор фирмы "Добрич" Игорь Масленников.
Расследование причин трагедии продолжается. Военная прокуратура Сибирского военного округа возбудила сразу два уголовных дела по факту катастрофы. Но если по статье 351 Уголовного кодекса РФ (нарушение правил полетов или подготовки к ним) с погибших летчиков не спросишь, то с учетом тяжести последствий происшествия статья 285 УК (злоупотребление должностными полномочиями) грозит армейским начальникам лишением свободы сроком до десяти лет.
Ми-8, принадлежащий Бердскому отдельному вертолетному полку СибВО, вылетел утром 7 мая с восемью пассажирами на борту и тремя членами экипажа в Кош-Агачский район Горного Алтая. Здесь, в окрестностях живописного горного массива Ак-Тру, располагается обширная зона гостиничного, туристического и горно-лыжного бизнеса. Сюда и направлялась группа горнолыжников, доставить которых до места взялись военные вертолетчики.
Сам полет шел нормально: катастрофа произошла, когда Ми-8 коснулся площадки на горном склоне. Как рассказали корреспонденту "НГ" в Сибирском региональном центре МЧС РФ, по невыясненным пока причинам вертолет завалился на бок и, кувыркаясь, стремительно понесся вниз по склону. Следом за ним покатилась снежная лавина, которая погребла под собой машину уже почти в километре от места роковой посадки.
В пресс-службе Сибирского военного округа корреспонденту "НГ" сообщили, что Ми-8 пилотировал экипаж в составе 47-летнего заместителя командира полка подполковника Александра Бухарова, 42-летнего командира эскадрильи подполковника Сергея Ивашенкова и 36-летнего борттехника майора Вячеслава Юрьева. Все - специалисты первого класса. Как могло случиться, что столь опытный экипаж не справился с управлением? В военной прокуратуре утверждают, что в тот день полеты были запрещены ввиду резкого ухудшения погодных условий. По одной из версий, экипаж поднял машину в воздух вопреки запрету, но с ведома непосредственных начальников - рейс носил коммерческий характер. Именно поэтому по уголовному делу о злоупотреблении должностными полномочиями проходит как командование вертолетного полка, так и руководители штаба армейской авиации СибВО.
По словам военного прокурора округа генерал-майора юстиции Олега Галлямова, речь идет о незаконном использовании военных вертолетов для пассажирских перевозок. В данном смысле это первый случай столь трагической авиакатастрофы. Вместе с тем не секрет, что военные авиаторы давно и широко используют авиатехнику в коммерческих целях. И нередко - с нарушениями правил ее эксплуатации. Достаточно назвать недавно всплывшую историю с военными самолетами Ил-62, предназначенными для перевозок высших должностных лиц Минобороны России. В ходе прокурорской проверки ВВС РФ были выявлены факты использования лайнеров для незаконных грузовых перевозок и даже криминальных авторитетов. В частности, по информации военных юристов, на одной из таких машин любил прокатиться за границу лидер так называемой измайловско-гольяновской группировки, фрахтовавший воздушное судно через подставную фирму.