Вчера от острой сердечной недостаточности скоропостижно скончался заместитель главного инженера подразделения сборочно-испытательного комплекса ЦСКБ "Прогресс" Александр Костышев, отвечавший за организацию и безопасность ремонтных работ на космодроме "Байконур". В его ведении находился и монтажно-испытательный корпус (МИК) на 112-й площадке космодрома, где в минувшее воскресенье произошла трагедия, унесшая жизни восьми человек. Тела шести погибших извлекли вчера из-под завалов спасатели МЧС.
Напомним, что ЧП произошло рано утром в четырехэтажном здании монтажно-испытательного корпуса (МИК) "Байконура", где довольно давно штатные рабочие чинили кровлю. Около 9.40 по местному времени по не установленным пока причинам блочные перекрытия здания дали трещину и рухнули. Крыша буквально развалилась, накрыв четвертый, самый верхний этаж и находившихся там рабочих: семерых граждан Казахстана и одного - Белоруссии.
К разбору завалов приступили лишь вчера в 4 часа утра по местному времени, когда на "Байконур" прибыл сводный отряд сотрудников МЧС России. Такую задержку представители МЧС объяснили так: "Местные спасательные службы не рискнули разбирать завалы самостоятельно: была угроза последующего обрушения стен. Кроме того, с первых минут стало ясно, что из находившихся в здании людей выжить не удалось никому. Высота стен около 80 метров - можно представить себе, что произойдет с упавшим с такой высоты человеком".
Для расследования причин трагедии на космодром отправилась специально созданная комиссия во главе с российским министром промышленности, науки и технологий Ильей Клебановым. До окончания ее работы в "Росавиакосмосе", который является непосредственным арендатором космодрома, официально комментировать ЧП отказываются. В личной беседе с корреспондентом "НГ" один из руководителей "Росавиакосмоса" заметил, что скорее всего дело в некачественной постройке здания, возведенного более 20 лет назад. По другой версии, причиной трагедии стал кусок кровли, рухнувший на топливный бак "Энергии", что спровоцировало взрыв.
Однако известно также, что некогда безоговорочный символ могущества и величия Советского Союза, гордость России и едва ли не единственный ее оплот в Азии - Научно-исследовательский испытательный полигон НИИП-5, он же всемирно известный космодром "Байконур", оказавшись в одночасье на территории суверенного Казахстана, стал экономически невыгодным. Одна только арендная плата, вносимая ежегодно Россией, составляла 115 млн. долларов - и это не считая затрат на работу и обслуживание объектов космодрома. Давно уже шли разговоры о том, чтобы к 2005 году перенести все проекты "Байконура" на комплекс в Плесецке. В итоге полубесхозный, ставший обузой космодром оказался той странной для России ношей, которую и нести тяжело, и бросить жалко. На фоне этого совершенно неудивительно, что "Байконур", требующий постоянных вложений, начал ветшать, что и могло привести к трагедии 12 мая.
Некоторые представители Казахстана вчера уже высказали точку зрения, что произошедшее на "Байконуре" весьма показательно: космодром теперь не сможет функционировать в полную силу и окончательно утратит свое значение. Кроме того, по их мнению, ЧП не может не сказаться на коммерческих космических проектах России.
Однако представители Федерального космического центра РФ, расположенного в нескольких километрах от "Байконура", заявили "НГ", что произошедшее ЧП никак не скажется на работе космодрома: "Все, что было запланировано, мы осуществим. Подготовка и разработка проектов по-прежнему ведется, несмотря ни на что".
О том, какой ущерб нанесен России воскресным ЧП, пока можно только догадываться. По словам представителей "Росавиакосмоса", в рухнувшем здании находились корабль "Буран" и блоки топливных компонентов системы "Энергия". И хотя программа, в которой принимал участие этот комплекс, давно закрыта и вряд ли будет возобновлена, как часть истории такие аппараты бесценны. Восстановить погибшие раритеты, единственный раз побывавшие в космосе, скорее всего не удастся: по словам российских специалистов, это "слишком дорого, сложно и невыгодно"...