В ходе прокурорской проверки Военно-воздушных сил РФ выявлены факты использования самолетов Ил-62М, предназначенных для перевозки высших должностных лиц Минобороны России, для, мягко говоря, несколько иных целей. По мнению Главной военной прокуратуры (ГВП), вина военного ведомства заключается в том, что в нарушение российского законодательства об использовании государственной авиации в коммерческих целях действующие с 1993 года в ВВС летные отряды незаконно осуществляют грузовые и пассажирские перевозки.
В прокуратуре считают, что решение об их учреждении руководством Минобороны принималось в нарушение существующего порядка: в реестре предприятий этого ведомства они не значатся. В частности, в уставах этих авиакомпаний, утвержденных начальником Генерального штаба ВС РФ, вопреки требованиям документов отсутствуют сведения о размерах уставных фондов, порядке и источнике их формирования, а также о передаче собственником прав на используемые ими воздушные суда.
Как известно, в начале 1990-х годов на волне правового беспредела и резкого снижения бюджетного финансирования руководство Минобороны также захотело заняться бизнесом. Одним из источников доходов стало создание под эгидой ВВС государственных авиакомпаний, которые осуществляли коммерческие рейсы. Летные отряды были преобразованы в авиакомпании. Военно-транспортные самолеты, используемые авиаторами, были переданы собственником - государством - в оперативное управление Министерству обороны.
Согласно постановлению правительства России Минобороны разрешены коммерческие перевозки, которые могут осуществляться самолетами военно-транспортной авиации на условиях фрахта. Однако, как полагает прокуратура, самолеты ВВС были незаконно переданы в аренду различным коммерческим негосударственным авиакомпаниям. Представителями ГВП в ходе проверки за 2001 год выявлено более 380 случаев незаконной аренды коммерческими авиакомпаниями самолетов военно-транспортной авиации (ВТА). Между представителями ВВС и коммерческими структурами оформлялись договоры фрахтования (воздушного чартера). В последующем коммерческие авиакомпании также заключали договоры фрахтования с третьими организациями, которые и являлись непосредственными фрахтователями воздушных судов.
Заключенные командованием летных отрядов с коммерческими организациями мнимые сделки фрахта, как правило, не соответствовали экономическим интересам государства: третьи лица оплачивали коммерсантам большие суммы, чем отряды получали от названных авиакомпаний. Так, за перевозку военно-технического имущества в интересах ГУП "Рособоронэкспорт" по маршруту Чкаловский-Пафос (Кипр) компания "Аэрофрахт", выступающая посредником, выплатила Минобороны около 4,5 млн. руб. В то же время представители "Аэрофрахта", по данным ГВП, получили от "Рособоронэкспорта" более 1,6 млрд. руб. Аналогичные факты получения этой авиакомпанией-посредником доходов от незаконного использования федеральной собственности выявлены еще по 9 перевозкам, выполненным ВТА.
При этом коммерческие грузы доставляли самолеты высшего руководящего состава Минобороны России, оборудованные специальной связью. А надлежащей их охраны во время стоянок в аэропортах как в России, так и за границей не было.
На военных самолетах путешествовали и преступные авторитеты. В частности, по имеющейся информации, на одной из таких машин любил прокатиться за границу лидер так называемой измайловско-гольяновской группировки, фрахтовавший воздушное судно через подставную фирму. Если это действительно так, то речь может идти только о знаменитом главаре измайловских Антоне Малевском по кличке Резаный, погибшем в ноябре прошлого года в ЮАР во время прыжка с парашютом. В начале 90-х криминальная группировка Малевского, одна из самых могущественных в Москве, контролировала юго-восток столицы. В 1993 году на Малевского завели уголовное дело, инкриминируя ему незаконное хранение оружия, но он скрылся за границей. В Израиле Резаный получил гражданство. В 1995 году на Малевского было совершено покушение и его персоной заинтересовались израильские власти. Еще через три года его выслали в Россию, где он, однако, не подвергся дальнейшему преследованию. И даже, как выясняется, фрахтовал для своих нужд минобороновский Ил-62. Чаще всего в последние годы имя Малевского упоминалось в связи со скандалами на алюминиевом рынке...
В декабре 2001 г. заместитель главного военного прокурора направил информацию начальнику Центрального командного пункта Генштаба генерал-лейтенанту Мытову о незаконном использовании самолета Ил-62СУС. Однако действенных мер со стороны руководства Минобороны России принято не было. До настоящего времени юридический статус военных авиакомпаний не приведен в соответствие с законом. Однако источники "НГ" в ВВС, не ставя под сомнение результаты прокурорской проверки, отмечают, что в последние годы усилилось давление на различные государственные органы со стороны гражданских авиакомпаний с целью снизить активность ВТА на рынке грузовых авиаперевозок...