Вчера на судебном процессе по делу бывшего начальника Главного управления военного бюджета и финансирования (ГУВБиФ) Минобороны РФ генерал-полковника Георгия Олейника начались прения сторон. Первым выступил государственный обвинитель, который потребовал приговорить подсудимого за превышение служебных полномочий к четырем с половиной годам лишения свободы с отбыванием наказания в колонии общего режима. Обвинитель также просил суд лишить Олейника звания генерал-полковника и права в течение трех лет занимать государственные должности. Бывший главный военный финансист обвиняется в незаконной отправке на Украину 450 млн. долларов.
Деньги были отправлены двумя траншами (250 млн. долларов - в ноябре 1996 года и 200 млн. - в марте 1997-го) в исполнение многостороннего договора о списании долгов Украины за использование российского газа в обмен на поставку материальных ресурсов для Российской армии. Как считает обвинение, начальник ГУВБиФ не имел права отдавать распоряжение на отправку валюты, поскольку товар на момент переводов не поступил, а на саму операцию не имелось разрешения Центробанка. Олейник же утверждает, что, переводя деньги, выполнял свои служебные обязанности: на договоре стоит подпись министра обороны РФ, что равносильно приказу. Тем не менее обвинение убеждено, что действия военного финансиста должны быть квалифицированы как превышение должностных полномочий, совершенное из личной заинтересованности и повлекшие тяжкие последствия (часть 3 статьи 286 Уголовного кодекса РФ): государству был нанесен ущерб на сумму в 327 млн. рублей.
Таким образом, обвинение требует наказать Олейника "по полной программе". Хотя, как показала назначенная судом экспертиза, платежное поручение на перевод 200 млн. долларов от 20 марта 1997 года было изготовлено путем сканирования оригинала от 14 марта того же года или его копии "с последующим неоднократным изменением номера и числа", что можно расценить как свидетельство непричастности генерал-полковника к этому траншу, который на самом деле был осуществлен сторонним лицом на основании подложного документа.
Главной же интригой процесса остается причастность к истории с "газовыми" переводами бывшего заместителя министра финансов Андрея Вавилова, ныне - главы председателя совета директоров компании "Северная нефть". По ряду прозвучавших в суде показаний именно Вавилов, который проходит по делу свидетелем, "двигал" валюту на Украину, требуя ускорить перевод денег.