Еще недавно казалось, что институт "менеджеров по прессе", приходивших в редакции газет в малиновых пиджаках с золотыми пуговицами и разговаривавших с журналистами на единственно доступном подобного рода людям косном языке неприкрытых угроз, канул в Лету. Но эти надежды не оправдались. Ставшие достоянием гласности необоснованные претензии правоохранительных органов к "Независимой газете" показали, что разговор с позиции силы опять в моде, и вдохнули в "менеджеров" новую жизнь. Вчера с ними имел неудовольствие общаться наш обозреватель С. (имя и фамилию этого человека мы не указываем по этическим соображениям). Ему прямо пообещали, что "мы все равно найдем и прибьем тебя и твоих детей".
Началось все с невинного звонка в приемную "НГ" представителя чеченского центра культуры, мира и ненасилия, назвавшегося именем Саида Махмудовича Нунуева. Поинтересовавшись, можно ли поговорить с главным редактором, и получив ответ, что такой возможности сейчас нет, этот господин позвонил еще раз - теперь самому обозревателю С. Поводом для разговора стала заметка нашего обозревателя, опубликованная в рубрике "Карт-бланш". Речь в ней шла о приказе командующего группировкой войск в Чечне генерал-лейтенанта Владимира Молтенского, согласно которому участники всех операций на территории республики должны действовать гласно и открыто. По мнению автора материала, это превратит контртеррористическую операцию в пародию, а ее участникам свяжет руки.
Стоит отметить, что рубрика "Карт-бланш" в "Независимой газете" занимает особое место. Это трибуна, с которой выступают не только и не столько наши авторы, сколько люди, имеющие свое особое мнение по поводу актуальных тем. Далеко не всегда это мнение совпадает с мнением редакции - чаще наоборот. И всякий, кто способен внятно оппонировать автору того или иного материала в рубрике "Карт-бланш", может претендовать на эту трибуну. Но, увы, события последних недель показывают, что с газетчиками опять привыкают разговаривать на языке угроз. Не стал исключением и оппонент нашего обозревателя.
Убедившись, что он разговаривает именно с автором взволновавшего его материала, человек, представившийся Нунуевым, пообещал прислать к нашему автору женщин, которые потеряли своих детей во время чеченской кампании. За этим последовали сначала оскорбления, а потом и угрозы. Услышав фразу "Все равно найдем и убьем!", наш обозреватель положил трубку.
Но это был еще не конец истории. Некоторое время спустя раздался еще один звонок. Звонивший представился Абдурахманом и попросил нашего обозревателя о встрече. Услышав отказ, он заявил: "Все равно найдем и прибьем тебя и твоих детей!"
Журналистская практика показывает: подавляющее большинство подобных угроз не исполняется. И на этот раз мы не собираемся преувеличивать опасность, угрожающую нашему обозревателю. Но и преуменьшать ее мы не намерены. Потому что на сей раз желание ответить своему оппоненту на языке угроз и ненависти - это не частный случай, а следование уже сложившейся в России практике. И самое печальное, что "законодателями моды" в этой некрасивой области, увы, выступают государственные чиновники, в том числе и из правоохранительных органов. К которым, по идее, нам и следовало бы обратиться с заявлением об угрозах в адрес нашего обозревателя. Только обращаться почему-то не хочется...