Уже несколько лет длится конфликт между Московской областью и железной дорогой из-за "малодеятельных линий" - тупиковых ответвлений основных железнодорожных магистралей. Многие платформы и вокзалы на тупиковых направлениях находятся в ужасном состоянии. Местные жители считают, что в этом виноваты городские администрации, и засыпают их жалобами. Те, в свою очередь, заваливают письмами Московскую железную дорогу и МПС, которые должны следить за состоянием платформ и вокзалов.
Но от этого мало что меняется. По мнению областной администрации, дело не двигается с мертвой точки из-за отношения руководства железной дороги к "малодеятельным линиям". "Если где-то люди не набиваются в поезда как селедки в бочку, то это направление уже неинтересно железнодорожникам", - считает первый заместитель министра транспорта правительства Московской области Андрей Кокурин.
Недавно ему пришлось посетить Электрогорск, который соединяется с основной магистралью как раз такой "малодеятельной линией". Здание вокзала на станции Электрогорск железнодорожники покинули около четырех лет назад - им на смену пришли бомжи и крысы. С тех пор примерно два раза в месяц проводятся операции по выселению бродяг и заколачиванию оконных проемов досками. Само здание медленно, но верно разрушается, и внутри него приходится передвигаться по большим грудам мусора, перешагивая через упавшие сверху балки.
Когда-то на нем висели часы и табличка с надписью: "Электрогорск". Потом часы исчезли, а табличку перевесили на соседний привокзальный домишко, но в него пассажиров не пускают. Билетная касса находится в другом соседнем домике, в который вход пассажирам тоже запрещен - билеты выдают через окно. "У нас люди тут стоят и мокнут под дождем! - жаловались Андрею Кокурину представители местной администрации. - А в летнее время привокзальная территория забита страшно! Ведь и дачников много, и постоянного населения около 20 тысяч человек! Когда электричку отменяют, сюда подойти невозможно!"
По словам представителей Электрогорской администрации, у них собрался уже целый том переписки с МПС и МЖД, которая ведется по вопросу восстановления здания вокзала. "МПС вроде хотело наш вокзал включить в график по ремонту на 2002 год, но вместо этого сюда приехали специалисты министерства с двумя учеными из МИСИ. Они сделали замеры, сказали, что здание можно не только восстановить, но и надстроить второй этаж, после чего уехали", - говорят они. Представитель МПС, приглашенный на встречу, ничего на это ответить не мог.
"А давайте поедем на станцию Платформа 14-й километр! - предложил кто-то первому замминистра. - У нас там вообще платформа провалилась, и уже были случаи травматизма: люди с нее падали". Платформа эта тоже относится к "малодеятельному" электрогорскому участку. Увиденное потрясает: в нескольких местах плиты провалились, их наспех заколотили досками, лестница наполовину разрушилась и с одной стороны лишилась перил, а небольшой зал ожидания превратился груду соединенных между собой железных каркасов. А особенно представителей областного Минтранса удивило, что на этой высокой и узкой платформе нет ограждения. На это представитель МПС ответил, что ограждения здесь никогда и не было. "Вообще-то такие вещи так не делаются!" - заметил кто-то. "Да... Вообще-то такие вещи так не делаются..." - задумчиво ответил представитель МПС.
"Недавно мы договорились с МПС и Московской железной дорогой о том, что мы вместе поучаствуем в реализации проектов по восстановлению объектов железнодорожного транспорта, - сказал корреспонденту "НГ" Андрей Кокурин. - Борис Всеволодович Громов поставил перед нами задачу к концу 2003 года привести в порядок практически все вокзалы. И мы будем то же самое от железнодорожников требовать, раз мы им компенсируем убытки, и немалые - в этом году около 600 с лишним миллионов рублей. Мы им порекомендуем, чтобы они нашли средства из этих 600 миллионов на восстановление, чтобы наши люди не падали с платформ".
В пресс-службе Московской железной дороги корреспонденту "НГ" не смогли ничего сказать о реконструкции вокзалов и платформ на "малодеятельных линиях". А о самих линиях сказали: "Они убыточны, и, если пассажиропоток на них небольшой, мы их закрываем. Но перед принятием такого решения мы учитываем не только, сколько людей там ездит, но и смотрим, есть ли на этих направлениях альтернативный транспорт". В Электрогорск, например, ходят маршрутки, но когда и на сколько они застрянут в пробке - не знает никто...