- Сергей Федорович, с какой целью были созданы управления по федеральным округам?
- Управления в федеральных округах появились в прошлом году, после июньского указа президента "О некоторых вопросах МВД". Задача у новой структуры очень простая - улучшить управляемость подразделениями. Ведь стоит только сравнить: в России 89 областей, а в ЦФО всего 18. С точки зрения проведения любого управленческого решения в округе работать много проще. Кроме того, таким образом куда легче контролировать выполнение поставленных задач непосредственно на "земле".
Есть и еще одна сторона. Все привыкли говорить, что нынешняя преступность не стоит на месте. А о МВД почему-то позабыли. Так вот, создание главных управлений МВД в федеральных округах - это тоже своего рода попытка совершенствования. Никто не говорит, что данная форма единственно правильная. Может быть, через год что-то изменится, появятся более прогрессивные формы и методы работы.
- Расследованием каких преступлений занимаются сотрудники управления?
- Самых разных. Но все-таки большая часть дел связана с оргпреступностью. Хотя необходимо отметить, что сегодня все виды преступности переплелись довольно сильно и зачастую отличия просто незаметны. У меня глубокое убеждение, что сейчас преступность можно разделить на три составные части. Первая - бытовая. Она наиболее распространена и чаще всего строится по принципу: украл-продал-пропил. Вторая - наркомания и все, что с нею связано: в последнее время проблема борьбы с наркоманией едва ли не самая серьезная для МВД. И, наконец, третья часть - непосредственно организованная преступность. Идет нешуточное накопление капитала, и мы должны отследить все до мелочей.
- Получается, что сотрудники управления по большей части занимаются теоретической работой?
- Нет. Помимо теории нам поставлены и более узкие задачи. Например, организация работы по конкретным преступлениям, по конкретным уголовным делам. На сегодняшний день по нашим материалам возбуждено 54 уголовных дела. И поверьте, все они достаточно серьезны: это дела по организованной преступности.
- То есть обычными жуликами вы не занимаетесь? С чем это связано?
- Мы ограничены количеством людей. Вот и все.
- Но у вас солидный штат - несколько сотен человек?
- Не забывайте, что в Центральном федеральном округе живут 25% населения страны. Охватить все виды преступлений просто невозможно физически. Мы вычленили подразделения по борьбе с организованной преступностью, так называемые ОРБ. Бюро имеют два направления работы. Первое - организация ОРБ на местах: фактически подмена бывших РУБОПов. Правда, с одной существенной оговоркой: все подразделения на местах входят в состав криминальной милиции и подчиняются одному начальнику. (РУБОПы теоретически имели двойное подчинение, а на деле не подчинялись приказам местного милицейского руководства. - "НГ".) Наше подразделение должно не только обобщать информацию о преступном сообществе, но и в дальнейшем помочь вывести злоумышленников на чистую воду. Это уже второе направление работы - по конкретным преступлениям. Причем если раньше борьба с оргпреступностью стояла особняком, то сегодня она ведется в совокупности с раскрытием других преступлений. У нас есть подразделения, которые занимаются экономическими и общеуголовными преступлениями. Также ведутся работы и по борьбе с незаконным оборотом наркотиков - за это отвечает подразделение по проведению специальных операций.
- Ваше управление расположилось в стенах бывшего московского РУБОПа - организации, снискавшей себе неоднозначную репутацию...
- Действительно, у нас работают довольно много представителей той самой организации. Придя сюда и решая вопрос о формировании управления, я сразу сказал, что нельзя всех огульно красить черной краской. Некоторые сотрудники просто выполняли задания руководства, были поставлены в такие условия. Согласитесь, не мог же оперативник сказать начальнику: ты не прав. Мы это хорошо понимаем. Но все-таки постарались очистить управление от неблагонадежных людей, запятнавших себя. А в целом - хорошие ребята, настоящие профессионалы. Есть люди, которые пятнадцать лет занимаются раскрытием заказных убийств или освобождением заложников. Это ведь богатейший опыт, который нельзя терять!
Кстати, любопытный случай из реальной жизни. Один коммерсант попал в неприятную ситуацию и советовался с другом, что делать. Приятель говорит: "Иди на Шаболовку. Там помогут". "Да ты знаешь, сколько там берут?" - ужасается предприниматель. "Теперь не берут", - ответили ему. Приятно, когда так говорят.
- Слышал, что в вашем управлении разработана уникальная схема возврата денег государству. Применяется ли она на практике?
- Уникальной-то ее, конечно, не назовешь. Хотя┘ Как оценить нашу работу? По количеству посаженных? Но не секрет, что тюрьмы переполнены, а толку нет. Поэтому мы решили в первую очередь вернуть государству как можно больше наворованного и оценивать себя по количеству средств, возвращенных в доход государства. За первый квартал мы возвратили более миллиона долларов. Технология работы такая. Мы принялись исследовать ситуацию по складским помещениям, куда из-за границы поступает разнообразный товар. Оказалось, что во многих случаях это контрабанда или контрафакт. Провели несколько мероприятий, чтобы выяснить наиболее опасные в этом плане участки.
- Оказалась Москва?
- Я бы не сказал. Хотя, конечно же, здесь немало нарушений. В столице мы проверили шесть крупных складов. Проводили оперативные мероприятия и убеждались, что предлагаемый товар завезен в Россию без соответствующих документов или не соответствует установленным нормам. Затем наши сотрудники выясняли количество товара, изымали его и сдавали на ответственное хранение. Хозяевам груза предлагали в установленные законом сроки представить нам необходимые документы на изъятый товар. Если владельцы так и не являлись, то материалы передавались в суд, где и решается дальнейшая судьба товара. Нередко его просто распродают, а деньги от его реализации обращаются в доход государства.
Таким образом, мы не только боремся с преступностью, но и нарабатываем опыт. Оттачиваем алгоритм действий. Пишем методические рекомендации, которые станут своеобразной памяткой для милиционеров на местах. Ведь там часто просто не представляют, как поступить в определенном случае. Подводя итог, скажу, что нет смысла просто лишать злоумышленника свободы. Он все равно свое получит. Главное, чтобы государство получило возмещение полученного ущерба.
- А какая роль в вашем аналитическом ведомстве отводится СОБРу?
- Без силовой поддержки сегодня не обойтись. У нас возникали разные ситуации. Например, мы изымаем товар и сдаем его на ответственное хранение. Ночью на складе делают подкоп, все вывозят, а утром владельцы испарившегося товара обращаются в милицию с заявлением о краже. Теперь мы стали подстраховываться и брать на все мероприятия СОБР. Надежнее, знаете ли.
- Есть ли у вас контакт с полпредом президента?
- Конечно. К примеру, не так давно рассматривался вопрос о поддержке малого и среднего бизнеса в Липецке. Ну как обойтись без нас? Ведь только наши сотрудники владеют всей ситуацией снизу: как идут "поборы" с бизнесменов, как они сами себя ведут. Мы подпитываем полномочного представителя президента информацией. А он, в свою очередь, ставит перед губернатором задачу - на что обратить внимание с точки зрения правопорядка.
- Приходилось ли вам общаться лично с президентом?
- Я этого жду. А вообще разговаривал с Владимиром Владимировичем 21 февраля.
- Путин как-то оценил работу управления?
- Пока еще об этом говорить рано. Мы реально работаем чуть больше полугода. Но сегодня все больше руководителей замыкаются на нас, а не на министерство. Значит, мы на правильном пути.