Уголовные дела Григория Пасько и Александра Никитина, в которых, казалось, поставлена точка, вновь взбудоражили экологов, юристов и контрразведчиков. Вчера Президиум Верховного суда РФ отменил решение Военной коллегии ВС, признавшей недействующим с момента издания приказ министра обороны # 055 от 10 августа 1996 года, вводивший перечень сведений, подлежащих засекречиванию в Вооруженных силах России. Можно сказать, что военным вернули их секреты, а судимым за шпионаж - обвинения.
Вопрос о приказе # 055 рассматривался Военной коллегией по жалобе Александра Никитина, которого судили на основании предусмотренных этим приказом запретов, а затем оправдали. Решение коллегии не могло устроить Главную военную прокуратуру, и она обратилась в высшую судебную инстанцию - Президиум ВС. Главный военный прокурор Михаил Кислицын просил признать приказ # 055 недействительным с момента вступления его в законную силу - с 6 ноября 2001 года, а не с момента его издания. Окончательное решение - вернуть дело в Военную коллегию на новое рассмотрение. Решающим оказалось выступление представителя Минобороны, который указал на ряд противоречий в решении Верховного суда. Таким образом, теперь ГВП может рассчитывать не просто на изменение судебного решения, но и на полную "реабилитацию" приказа о военных секретах.
"55-й приказ" оспаривали и адвокаты военного журналиста Григория Пасько, сначала амнистированного, а затем приговоренного к 4 годам лишения свободы по обвинению в шпионаже в пользу Японии. Отмены приказа добивались и защитники Виктора Калядина, осужденного Московским областным судом к 14 годам колонии строгого режима за шпионаж в пользу США. Защитники Пасько и Калядина настаивают на признании этого приказа незаконным и недействующим с момента принятия.
Другой подобный министерский документ, на который указывают адвокаты, - это "Наставления по защите государственных секретов в Вооруженных силах", принятые в 1990 году, один из пунктов которого запрещает допущенным к государственной тайне военнослужащим посещать посольства и консульства иностранных государств, а также устанавливать связи с иностранными гражданами, если это не входит в круг их служебных обязанностей. 13 февраля Верховный суд признал данный пункт незаконным.