Каждые полгода в Москву ввозится 5130 вагонов алкоголя. Это примерно двести вагонов в неделю. Для полноты картины можно сказать, что вагон - это 60 тысяч бутылок. Основная масса этой продукции оседает в Москве, которая, в свою очередь, служит большим перевалочным пунктом. Такие цифры прозвучали на пресс-конференции "Борьба с экономическими преступлениями на транспорте (железнодорожном, воздушном и водном)", на которой наряду с другими темами затрагивался и вопрос нелегального ввоза алкогольной продукции.
По словам заместителя начальника отдела по борьбе с экономическими преступлениями (ОБЭП) ГУВДТ Ирины Чирковой, замначальника ОБЭП Московского УВД на железнодорожном транспорте Юрия Панфилова и начальника ОБЭП Московского УВД на воздушном и водном транспорте Виктора Храпова, только за январь этого года на транспорте совершено 2000 экономических преступлений, из них 800 особо тяжких. По сравнению с 2000 годом сотрудникам ОБЭП транспортной милиции удалось улучшить показатели по борьбе с преступлениями на потребительском рынке на 45,6%, в сфере приватизации - на 29,3%, в финансово-кредитной системе - на 29,4%. И это при том, что, как подчеркнула Ирина Чиркова, порой оперативникам не приходится рассчитывать на поддержку в Министерстве путей сообщения.
По ее словам, там слишком усложняют или даже не хотят давать информацию: "Не всегда позиция МПС конструктивна, и, мне кажется, ответственные за это вообще должны нести уголовную ответственность". А ведь больше половины всех преступлений совершается на железнодорожном транспорте. Только должностных преступлений в 2001 году на железной дороге зарегистрировано 1270. Чаще всего оперативники сталкиваются с фактами незаконной приватизации, но случаются и более экзотические преступления: к примеру, директор станции Ясная Поляна брал взятки дополнительными вагонами.
Не менее распространены преступления, связанные с транспортировкой алкоголя. Большое распространение получили преступления, связанные с перевозкой драгметаллов и валюты. В прошлом году, например, при попытке перевоза сплава ценных пород и металлов весом 6 тонн (в этом общем сплаве золота, серебра и других драгметаллов было на 2 млн. долларов) был задержан гражданин Н. А если реализовать весь изъятый за прошлый год шлак, можно выплатить годовую зарплату всем сотрудникам подразделений БЭП.
На воздухе и на воде - проблемы иные. Например, махинации, связанные со списанием старых самолетов. Ежегодно списывается до 450 воздушных судов, при этом, по словам Виктора Храпова, два из шести списанных самолетов идут налево. Кроме того, на воздушном и водном транспорте трудноосуществима масштабная незаконная перевозка драгметаллов или алкоголя, но вывоз валюты и наркотиков вполне реален. А вот финансовых махинаций не меньше, чем на железной дороге. Например, в ходе операции "Арендатор" возбуждено уголовное дело в отношении гражданина Л., который в 1999-2000 гг., будучи гендиректором ОАО "Обь-Иртышское речное пароходство", без согласия совета директоров заключил с ЗАО "Енекс" ряд сделок по отчуждению 12 наиболее ценных судов, чем причинил своим акционерам ущерб в размере 25,7 млн. долларов.