В четырех районах Москвы стартовал необычный эксперимент. Теперь с подростками, которые на территории районов "Зябликово", "Братеево", "Бескудниково" и "Беговой" ломают лифты и снимают с петель подъездные двери, будут работать психологи. Они начнут ходить по домам вандалов и уговаривать их либо сразу возместить причиненный ущерб, либо поработать немного дворниками и слесарями, чтобы заработать ту же необходимую сумму. Если через год станет ясно, что эксперимент удался, его попытаются распространить на все остальные районы.
Проблема вандализма в подъездах жилых домов уже давно является головной болью работников столичных ДЕЗов и ГРЭПов. И это несмотря на то, что во многих подъездах сейчас сидят консьержки и устанавливаются кодовые замки, домофоны и видеокамеры, а жильцы для наведения порядка выбирают старших по подъездам. На прошедшем вчера в Мосгордуме семинаре представители организаций, занимающихся эксплуатацией домов, в один голос говорили, что "подростками наносится колоссальный ущерб жилищно-коммунальному хозяйству". Они отрывают подъездные козырьки, ломают лифты, домофоны, срывают с подъездных окон защитные жалюзи (из-за чего, случалось, из окон выпадали люди).
Сотрудники ДЕЗов пытаются получить от юных вандалов деньги на восстановление испорченного имущества, обращаясь с соответствующими заявлениями в суды. Но это редко приносит результаты. На рассмотрение иска уходит не меньше двух месяцев, а выясняется, что у вандала нет денег. А если подросток еще и слишком мал, тогда, по словам представителей ДЭЗов, "и вовсе никакой надежды на возврат денег". В лучшем случае комиссия по делам несовершеннолетних штрафует родителей вандалов на очень незначительную сумму.
Решив переломить эту ситуацию, городской центр "Дети улиц" не так давно выступил с инициативой начать применять к юным вандалам принципы восстановительного правосудия, тем более что в Москве есть общественная организация, готовая помочь. Схема работы такова: психолог этой организации разговаривает по очереди сначала с сотрудниками ДЕЗа, а потом с юными вандалами, предлагая им встретиться, чтобы найти компромисс. Если они согласны, психолог проводит "примирительную встречу", на которой представители ДЕЗа и подростки договариваются, каким образом может быть исчерпан конфликт - либо вандалы обещают сразу отдать сумму для восстановления поломанного, либо соглашаются поработать месяц-другой дворниками. Если ДЕЗ еще до этой встречи обратился с иском в суд, то туда направляется документ, в котором говорится, что подростки возместили ущерб, и судья это учитывает при вынесении решения.
Правда, возникает серьезный вопрос: зачем подростку идти на примирительную встречу, а потом каждый день махать метлой, если суд потом наверняка признает, что у него нет денег на возмещение ущерба, и оставит его в покое? Во многих западных странах практика восстановительного правосудия существует много лет, но неизвестно, можно ли ее перенести на российскую почву. А у некоторых представителей районных управ в ходе вчерашнего семинара возник еще один вопрос: как устраивать на работу подростков? Сейчас ДЕЗы имеют право привлекать для работы школьников, но для заключения договоров со школами требуется провести огромную "бумажную работу".
Старшие по подъездам и председатели товариществ собственников жилья тоже довольно скептически относятся к эксперименту. "Ни один посредник не сможет ничем помочь, - высказал на семинаре свою точку зрения председатель одного из товариществ собственников жилья. - Только дежурные по подъезду могут решить проблему вандализма. Если мне консьержка говорит, что такой-то подросток что-то сломал в подъезде, я вызываю его родителей и беседую с ними. И больше такого не повторяется".