Сегодня в городском суде Санкт-Петербурга начнется рассмотрение дела преступной группировки Андрея Волова, известного в криминальном мире Северной столицы под кличкой Маленький. В Питере за бандой Маленького закрепилась репутация русских якудза - своим "оппонентам" преступники нередко отрубали пальцы. Вместе с Воловым на скамье подсудимых его ближайшие сподвижники - "смотрящий" по Ораниенбауму (Ломоносову) и Петергофу Константин Рудаков по кличке Костян, главный стратег бригады Александр Яковенко, известный под именем Чапай, и "бригадир" Валерий Колбасов. Гангстеры обвиняются в совершении трех десятков тяжких преступлений, попадающих под 17 статей УК РФ. Но тем не менее в Санкт-Петербурге до сих пор упорно муссируются слухи о том, что Андрей Волов вполне может выйти на свободу: для его освобождения якобы уже собрана астрономическая сумма.
До начала 90-х годов Андрей Волов ничем не отличался от сверстников. После окончания Ленинградского электротехнического института связи имени Бонч-Бруевича он несколько лет работал инженером на заводе. В 1987 году Волов принялся делать успешную карьеру в Ленинградском обкоме ВЛКСМ, где уже через год занял должность инструктора областного штаба. Но партийная деятельность вскоре наскучила молодому человеку, и он подался в коммерцию. Именно к этому времени питерские оперативники относят становление Волова в криминальном мире. В 1988 году он возглавил кооператив "Гармония" при городском комитете по спорту. Работая в "Гармонии", Волов не стал платить рэкетирам, а создал собственную систему защиты. Ближайшими соратниками Андрея Маленького (кстати, свое прозвище он получил не за рост, а чтобы его отличали от другого члена группировки - действительно высокого) стали бывшие спортсмены, специалисты по рукопашному бою и восточным единоборствам, а также уголовники.
Поначалу их было около десятка, но к концу 1992 года окружение Андрея Альбертовича, как теперь называли коммерсанта верные подельники, значительно выросло. Рост группировки Волова милиционеры связывают с арестом питерского бандита Александра Малышева и распадом его криминальной "империи". Обладая способностями комсомольского вожака и жестким характером, Волов сумел подчинить себе несколько преступных групп. На какое-то время Андрей даже стал лидером криминального Питера, а о способах убийств, практиковавшихся его сподвижниками, ходили легенды: некоторые жертвы были найдены со шпагами в груди. Но абсолютное большинство убийств совершалось так, чтобы потом трупы никто не мог найти - до сих не обнаружено порядка десяти убитых.
Хотя группировка Волова контролировала не только город, но и Гатчину, Петергоф и Ломоносов, бандитов по инерции все еще звали "ломоносовскими" - по названию района Петербурга, который они изначально контролировали. Данью были обложены практически все коммерческие структуры в "подопечных" районах и городах. В начале 1993 года "коллектив" Андрея Маленького достиг максимального могущества: в бригаду влилась группировка Евгения Смирнова - Джона Солдата, ранее контролировавшая Петродворец и часть Красносельского района. Бригада Солдата, по данным следствия, специализировалась на убийствах и "силовых" акциях.
О дисциплине в бригаде Волова ходят легенды. Говорят, что он периодически проводил собрания "трудового коллектива" на манер комсомольских. Нередко сходки заканчивались поножовщиной или даже стрельбой: бригада отличалась значительным социальным расслоением, ее члены не всегда могли достигнуть компромисса. Сам Маленький и его ближайшие соратники были весьма состоятельными людьми, в то время как рядовая братва в большинстве своем влачила жалкое существование. Скорее всего именно этим обстоятельством объясняются странные действия людей Маленького, когда при нападениях они отбирали у своих жертв буквально все, не брезгуя даже ношеной одеждой и обувью.
Банда Маленького наводила ужас на жителей Ленинградской области более пяти лет. Феномен криминального долголетия прост: в большинстве случаев потерпевшие от "коллектива" Волова не обращались в милицию из-за панического страха перед бандитами. А если в роли жертв оказывались свои, то о заявлении в правоохранительные органы речь и вовсе не шла, ведь за людьми Маленького тянулся длинный шлейф преступлений. Например, за крысятничество (утаивание криминальных доходов) сначала следовало безжалостное избиение, затем нарушителю отрубали фалангу пальца руки или заставляли это делать самому: недаром у некоторых из арестованных людей Маленького отсутствуют фаланги мизинцев. За более серьезные нарушения "устава" могли лишить и жизни.
Одно время ходили слухи о связях Маленького с контрразведкой - именно так молва объясняла загадочную неуязвимость гангстера, которого никак не могли задержать правоохранительные органы. Скорее всего эти предположения недалеки от истины: работая в обкоме, Волов обзавелся знакомствами с людьми, которые позже заняли руководящие должности в силовых структурах. Однако, как надеются следователи и оперативники, эти связи теперь вряд ли помогут Андрею Волову и его подельникам...