Компромиссом между правосудием и активистами Национал-большевистской партии Эдуарда Лимонова завершился вчера в Москве очередной судебный процесс по делу НБП. Басманный межмуниципальный суд приговорил 22-летнего Станислава Дьяконова и 19-летнего Михаила Беленького к двум годам лишения свободы условно, каждого с испытательным сроком в один год, и тут же освободил их от отбытия наказания, применив постановление Госдумы РФ об амнистии. Молодые люди, забросавшие посольство Казахстана в Москве бутылками с краской, "проходили" по части 2 статьи 213 УК РФ (хулиганство), предусматривающей максимальное наказание в виде лишения свободы на срок до пяти лет.
Атаку на посольство Казахстана "нацболы" предприняли ранним утром 18 марта 2000 года. Как объясняли позднее они сами, это было сделано в знак протеста против вынесения Усть-Каменогорским судом Казахстана обвинительного приговора по делу "группы Казимирчука": десять членов группы, в том числе граждане России, были признаны виновными в подготовке государственного переворота и приговорены к длительным срокам лишения свободы. Как считают лимоновцы, на самом деле осужденные "выступали против притеснения русских" в Казахстане.
Вот что рассказал вчера корреспонденту "НГ" о нападении на посольство Казахстана сам Станислав Дьяконов: "Всего нас было человек пять-шесть. Мы бросили пять или семь бутылок с какой-то краской, в том числе одну - я". Но в итоге на скамье подсудимых оказались только двое - Дьяконов и Михаил Беленький, остальные проходили в материалах дела как неустановленные лица. Защита Дьяконова была построена на том, что его несправедливо обвиняют в хулиганстве, то есть "грубом нарушении общественного порядка, выражающем явное неуважение к обществу". Беленький настаивал на том, что ничего не бросал в здание посольства, а только находился рядом. Тем не менее обоих суд признал хулиганами.
Впрочем, благополучный для "нацболов" исход процесса был очевиден с самого начала: обвинение потребовало для подсудимых лишь трех лет условно и... освобождения по амнистии. По словам Станислава Дьяконова, ни он, ни Беленький не будут обжаловать решение суда, так как считают его "нормальным исходом" в их положении. Это тем более понятно, что суд не только отпустил соратников Лимонова с миром, но и оставил без рассмотрения иск посольства Казахстана о возмещении материального ущерба в размере 37 170 рублей, не найдя его убедительным.
Таким образом, дело Лимонова продолжает жить и побеждать. В ноябре прошлого года Верховный суд РФ оставил в силе решение Мособлсуда, который отказался ликвидировать НБП, чего добивалось управление Минюста по Московской области. Сам лидер "нацболов", хотя и продолжает сидеть в "Лефортово" по делу о незаконном приобретении оружия членами НБП, демонстрирует партийцам завидную стойкость, добившись регистрации кандидатом в депутаты Госдумы. Вместе с тем в последнее время лимоновцы предпочитают не дразнить правоохранительные органы экстравагантными выходками. В штабе НБП говорят, что "такие формы борьбы, как захват собора Святого Петра в Риге, себя изжили, и нужно искать что-то новое". И признают, что пока ничего не нашли.