Основной причиной крушения самолета Ан-26 под Архангельском стали, судя по всему, сложные метеоусловия. По словам капитана Юрия Коледова - уцелевшего в авиакатастрофе пилота Ан-26, "авария произошла из-за плохой погоды, а сама машина работала исправно". Не исключено, однако, что в процессе расследования к погодному фактору добавится еще и человеческий. По крайней мере военная прокуратура Северного флота уже возбудила уголовное дело по ст. 351 УК РФ - нарушения правил полетов и иных правил эксплуатации военных летательных аппаратов, повлекшие по неосторожности смерть человека.
Напомним, что в минувший четверг в 20.45 диспетчеры аэродрома Лахта, расположенного в 16 километрах южнее Архангельска, зафиксировали исчезновение радиолокационной отметки самолета Ан-26, заходившего на аварийную посадку. Самолет Министерства обороны РФ совершал рейс по маршруту Североморск-Кипелово-Катунино-Североморск. На борту находились 20 человек - в основном офицеры, возвращавшиеся из Североморска с военного совета Северного флота. Из-за сложных погодных условий (снегопад и сильный ветер) экипаж принял решение не лететь в Катунино, а совершить аварийную посадку на аэродроме Лахта.
Как сообщили в пресс-службе МЧС, сразу после исчезновения самолета с радара и нескольких неудачных попыток связаться с экипажем по радио в предполагаемый район падения самолета отправилась поисковая группа. В 22.40 разбившийся самолет был обнаружен в 50 м от взлетно-посадочной полосы аэродрома. К счастью, после удара о землю на борту не возникло пожара, но разрушения оказались столь значительными, что спасатели даже не надеялись найти под обломками живых. Тем не менее из 20 человек (8 членов экипажа и 12 пассажиров), находящихся на борту, троим посчастливилось выжить.
Пилот Ан-26 капитан Юрий Коледов с незначительными ушибами и легким сотрясением мозга доставлен в областную клиническую больницу и в скором времени отправится домой. Меньше повезло борттехнику старшему прапорщику Виктору Захарченко и пассажиру майору Алексею Кутушеву: с травмами различной степени тяжести (повреждения внутренних органов, множественные переломы, ушибы мозга) они доставлены в архангельский военный госпиталь. Насколько известно, оба пока без сознания, но медики оценивают состояние военных как стабильное и надеются, что в скором времени их самочувствие начнет улучшаться.
Тела 17 жертв авиакатастрофы, среди которых генерал Тимошенко, полковник Раиль Шакуров, полковник Николай Теслев, полковник Валерий Попков и полковник юстиции Олег Гончаров, доставлены в Североморск. На сегодняшний день все погибшие опознаны и в ближайшие дни пройдут похороны.
Расследованием обстоятельств крушения Ан-26 занялась комиссия Минобороны под руководством командующего морской авиацией ВМФ генерал-лейтенантом Иваном Фединым. Параллельно с ней работает специальная комиссия Управления авиации Северного флота. Пока удалось выяснить, что при заходе на посадку на взлетно-посадочную полосу аэродрома Лахта самолет зацепился за верхушки деревьев и упал. Как стало известно из показаний капитана Коледова, это была уже третья попытка: две первые оказались неудачными из-за плохой видимости и сильного бокового ветра. Его показания подтверждают предварительную версию следователей, однако из них же следует, что технических неполадок не наблюдалось, а значит, нельзя до конца исключить ошибки экипажа. Видимо, поэтому уголовное дело возбуждено по ст. 351 УК РФ, предполагающей наказание в виде лишения свободы на срок от 3 до 10 лет. Однако окончательные выводы о причине трагедии и возможные виновники катастрофы станут известны не раньше, чем эксперты закончат работу с бортовыми самописцами.