У полиции практически каждой страны есть несколько уголовных дел, которые расследуются годами и по которым принято хотя бы раз в год давать оптимистические "отчеты". Для российского МВД такими делами стали убийства первого гендиректора ОРТ Влада Листьева и депутата Госдумы второго созыва Галины Старовойтовой. Очередной отчет о ходе расследования этих дел дали вчера журналистам замначальника Главного управления уголовного розыска МВД России Юрий Королев и начальник отдела Главного управления уголовного розыска МВД России Андрей Шиловский.
"Следствие по этим громким заказным убийствам не прекращалось ни на минуту и продолжается до сих пор", - подчеркивает Юрий Королев. И отмечает "тесное сотрудничество МВД с прокуратурой" (в которую, насколько известно, сотрудники министерства некогда приходили с оперативными отчетами два раза в месяц, а теперь почти забыли дорогу). "Лица, совершившие эти преступления, установлены и объявлены в федеральный и международный розыск", - заявляет полковник Шиловский. "Лица, подозревающиеся именно в исполнении этих преступлений, находятся за границей, и их розыск ведется через Интерпол", - вторит ему Королев.
Сделаны сенсационные заявления - но нет ни имен, ни национальностей, ни даже намеков на то, в каких еще делах замешаны эти "подозреваемые". С одной стороны - да, пока идет такое затяжное и "громкое" следствие, никакие имена называть не следует. С другой - исполнители этих убийств (если они еще живы, в чем откровенно сомневается большинство причастных к расследованию людей) свои имена и так знают, и подобные заявления их в любом случае заставят насторожиться. Но и в том и в другом случае никакой веры в правдивость заявлений о безымянных подозреваемых нет - потому что скорее всего нет и подозреваемых. Ведь те десять человек, о задержании которых уже несколько раз так громко трубили следственные органы и которые по своей или не по своей воле брали на себя вину за смерть Влада Листьева, оказались к ней непричастны (хотя один из них - некий гражданин Даждамиров - даже успел отсидеть несколько лет).
Что же заставило представителей МВД заявить о сомнительном успехе? И не по одному делу, а сразу по двум? Судя по всему, главная причина - обличительная речь президента на коллегии Генпрокуратуры, упрекнувшего "око государево" в пренебрежении принципом неотвратимости наказания. А причины второстепенные: видимо, приближающаяся седьмая годовщина смерти тележурналиста и недавние слухи о поимке убийц депутата (появившиеся, заметим, тоже сразу после коллегии, хотя самих питерских киллеров чехи задержали еще два года назад).
"Это дело мы, конечно, раскроем, но не в ближайшие месяцы и годы", - признался вчера журналистам Андрей Шиловский. Но тогда зачем же говорить, что знаешь, кто убивал? Или, обещая, что в ближайшее время убийцы Старовойтовой будут задержаны, полковник не верит, что они выведут следствие на заказчиков? Как же тогда доказать их причастность к убийству?
Вообще на слова о заказчиках обоих убийств стоит обратить особое внимание. Как признаются высокопоставленные представители МВД, заказчики пока не установлены. Это за четыре, пусть даже за семь лет? А как же тогда удалось найти убийц? Или эти слова надо трактовать так: заказчики пока официально не установлены, но есть список имен, из которого нетрудно при необходимости выбрать одно-два?