В России очередная авиационная катастрофа. В Псковской области упал на землю Су-24, принадлежащий 722-му бомбардировочному авиационному полку ПВО (аэродром постоянного базирования - Смуравьево) 6-й армии ВВС и ПВО (штаб - Санкт-Петербург). Во время выполнения учебно-тренировочного полета отметка от самолета на экранах индикаторов радиолокационных станций внезапно пропала. Одновременно с боевой машиной прекратилась и радиосвязь. В этот момент фронтовой бомбардировщик находился в 115 км севернее Пскова.
Самолет Су-24 пропал во вторник в районе деревень Мышка и Сербино на границе Плюского и Гдовского районов Псковской области. Около 15.20 с пилотировавшими боевую машину подполковником Александром Дроздецким и майором Владимиром Шостенко прервалась связь. Впрочем, в первые минуты особой тревоги не было: оба пилота - асы, прошедшие обе чеченские войны (а Шостенко воевал еще в Афганистане). Однако, когда в положенное время экипаж не вышел на очередную связь, военные забили тревогу. Поиски исчезнувшего самолета начались в четыре часа дня, но сильный снегопад не позволил поднять в воздух вертолеты.
К утру вчерашнего дня погода в районе предполагаемого падения несколько улучшилась, и в сторону Гдовского района вышла группа спасателей численностью 40 человек. Сотрудник аппарата ГО и ЧС Псковской области Андрей Волошин рассказал корреспонденту "НГ", что готов к вылету спасательный вертолет Ми-2. Между тем, как заявили к УВД Псковской области, местные милиционеры провели опрос жителей населенных пунктов, расположенных вблизи предполагаемого места падения, и нашли людей, которые якобы видели пропавший самолет. По информации сотрудников администрации Плюсского района, несколько сельчан обратили внимание на то, как военный самолет сделал несколько кругов на низкой высоте. При этом некоторым показалось, что слышны перебои в работе двигателей машины. Однако это весьма субъективное мнение: в разговоре с корреспондентом "НГ" военные летчики заявили, что, "когда "сушка" идет на стометровой высоте, на земле уши закладывает, и определить перебои может только специалист". Несмотря на непогоду, к поискам пропавших подключены военные летчики. Сотрудник пресс-службы ВВС Владимир Бехтер рассказал, что с утра небо Псковской области "утюжит" Ан-12. Но, к сожалению, пока поиски остаются тщетными.
Вся информация о произошедшем постоянно стекается в администрацию Псковской области. Пресс-секретарь губернатора Варвара Пааль заявила, что "пока военные не просили помощи у гражданских лиц", однако не исключено, что сельчане самостоятельно доберутся до места падения Су-24. Ведь болотистые леса Гдовского района еще полвека назад снискали себе славу партизанского края. И на местности хорошо ориентируются далеко не все местные жители.
Авиационные катастрофы и аварии становятся в России совершенно обычным делом. Град из самолетов и вертолетов усиливается с каждым днем. Гибнут люди, утрачиваются дорогостоящие, стоимостью в десятки миллионов долларов боевые машины, наносится серьезнейший ущерб престижу страны и Вооруженных сил. Вместе с тем причины наших неудач в воздушном океане вполне последовательны и естественны. Удивительно, что катастрофы в воздухе и на земле не приняли пока обвального характера - все предпосылки для этого фактически созданы.
В первую очередь ВВС душит топливный голод. Авиационного керосина, выделяемого для организации боевой и оперативной подготовки в ВВС, недостаточно для поддержания навыков летного состава на необходимом уровне. По этой причине годовой налет российских военных пилотов составляет смехотворно низкие величины - в среднем не более 25 часов (на Западе - 200-220 часов, а в палубной авиации и того выше - до 260-280 часов налета в год). По этой же причине сегодня уровни воздушной выучки наших и зарубежных пилотов просто несопоставимы и в гипотетических воздушных боях шансы у авиаторов России на победу остаются минимальными. К сожалению, за последнее время говорить о том, что в решении этой проблемы в ВВС России наметились существенные подвижки, не приходится. Это, можно сказать, главная причина всех летных аварий и катастроф за последнее время.
Не менее важная причина - прогрессирующее ухудшение состояния летного парка ВВС. Новых машин за истекшее десятилетие практически не поставлялось, имеющиеся боевые самолеты ветшают, ремонтируются кое-как, списываются по выработке ресурса в массовом порядке. Нельзя не учитывать и того факта, что более трети военных летчиков России не обеспечены жильем, то есть лишены нормальных условий для предполетного отдыха. Многочисленные бытовые проблемы, в которые погружены пилоты, самым непосредственным образом сказываются и на безопасности полетов, а потому самолетопад в России будет усиливаться.