0
830
Газета События Интернет-версия

15.02.2002 00:00:00

Надо бояться человека с ружьем!

Тэги: дезертир, армия, побег


Историческая фраза основателя советского государства "Не надо бояться человека с ружьем!" в российских условиях приобретает диаметрально противоположный смысл. Со страниц газет, экранов телевизоров не сходят сообщения о вооруженных дезертирах, расстреливающих попадающихся на их пути не только офицеров и сотрудников МВД, но и обычных граждан.

Вчера сотрудники правоохранительных органов Ставропольского края в ходе прочесывания местности обнаружили в районе автодороги близ Зеленокумска три трупа со множественными огнестрельными ранами. Одним из них оказался офицер ВВС из Моздока, другим - прапорщик. Все они стали жертвами нападения военнослужащего рядового Алексея Хозеева, совершившего побег из воинской части днем раньше с автоматом Калашникова. Руководители силовых структур были вынуждены обратиться к населению с призывом не задерживать беглеца в связи с особой опасностью и немедленно сообщать о его нахождении в ближайшие отделения МВД или ФСБ.

Почти одновременно поступили сообщения о побеге двух вооруженных солдат в Калининграде, троих (как оказалось, головорезов до призыва) - из подмосковной воинской части в городе Химки, о расстреле четырех человек двумя бежавшими солдатами с погранзаставы на Чукотке... В суде Северо-Кавказского военного округа продолжались слушания по делу двух дезертиров, застреливших во время побега из воинской части шестерых человек. И самое громкое преступление последних дней: двое десантников во время побега из бригады ВДВ под Ульяновском убили двух случайно попавшихся им гражданских лиц и семерых сотрудников МВД.

Казалось бы, совокупность столь трагических происшествий должна вызвать тревогу в Москве, поскольку число погибших от рук вооруженных насильников приблизилось к тому уровню, когда объявляют траур, публично выражают соболезнования, приносят извинения на всю страну. Но - нет. Минобороны делает вид, что ничего особенного не происходит. Простой же гражданин не может не испытывать еще большего беспокойства за свою жизнь и жизнь близких родственников, особенно проживающих вблизи воинских частей.

Из уст высокопоставленных военных звучат отговорки. Их классический вариант - не тот призывной контингент, которому можно доверять оружие, а другого-де нет; нужные армии кадры российские законодатели вместе с правительством и президентом спрятали за частоколом отсрочек от призыва в Вооруженные силы. Так чего же вы хотите? Скажите спасибо, что на тысячу человек в армии приходится преступлений в три раза меньше, чем в гражданском миру.

С доводами о низком качестве призывного состава трудно не согласиться. По итогам последнего призыва, в самый большой Сибирский округ пришло пополнение, в котором каждый седьмой страдает психическими расстройствами, каждый семнадцатый пристрастился к наркотиками, а каждый двадцатый имеет судимость. Их же интеллектуальный уровень практически не поддается измерению: четверть контингента имеет только начальное образование, а под среднепрофессиональный ценз с трудом подходит не более двух процентов.

Все это так, но и армия не пытается перестроить себя под "низкокачественных" призывников. Более того, она просто отгораживается от этой работы. Офицеры заняты самовыживанием в условиях крайне скудной заботы со стороны государства (до 40% офицерских семей находятся ниже черты бедности) - до личного состава ли? Вот и в официальных выводах по ульяновскому ЧП звучат исключительно личные мотивы версий убийства: "выколачивание долгов", "разгуляться в ресторане". "Скорее всего, - считает прокурор Тимерзянов,- ими двигал ребяческий безмозглый кураж". Командующий ВДВ склонен усматривать первопричину в огромных размерах войск, которые, как надо понимать, не под силу обеспечивать государству. Оказывается, он давно настаивал на том, чтобы эту злополучную бригаду сократить до полка - тогда и порядка было бы больше.

Начальник Главного управления воспитательной работы МО РФ генерал-полковник Виталий Азаров, представляется, честно смотрит проблеме в глаза. Да, говорит он, образовались ножницы между резко снизившимся уровнем призывного состава и качеством работы с людьми. За последние десять лет база работы с личным составом не была создана. В результате от роты до полка работают не профессионалы-воспитатели, а люди, в основном случайные на этих должностях. Знающие же в этом деле толк сосредоточились на уровне "заместитель командира дивизии" и выше, но и они беззубы, лишены административных прав. По наблюдениям Азарова, в благополучных контингентах западных армий идеологический аппарат по работе с личным составом тем не менее в восемь раз больше, чем в российской.

К сожалению, лишь совсем недавно руководство Минобороны удалось привлечь к решению этой проблемы. Но в скором времени результатов не предвидится. Нужны титанические усилия, потребуются годы. Значит, пока человек с ружьем остается опасным.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Медийная борьба с политическими противниками в Германии

Медийная борьба с политическими противниками в Германии

Олег Никифоров

Почему в преддверии земельных выборов в Бранденбурге телеканалы наращивают атаки на правопопулистскую оппозицию

0
409
Интернет в школы доставляют Starlink или Минцифры

Интернет в школы доставляют Starlink или Минцифры

Михаил Сергеев

После бюджетного финансирования учителя вынуждены налаживать связь самостоятельно

0
363
Отечественная экономика больше уверенности внушает именно молодым

Отечественная экономика больше уверенности внушает именно молодым

Анастасия Башкатова

Российские потребители по умолчанию пессимистичны

0
349
Владислав Бакальчук, муж основательницы Wildberries, задержан на 48 часов - адвокаты

Владислав Бакальчук, муж основательницы Wildberries, задержан на 48 часов - адвокаты

0
295

Другие новости