В Северо-Кавказском окружном военном суде началось рассмотрение уголовного дела бывших военнослужащих инженерно-саперной части Евгения Самойлова и Дениса Смышляева, расстрелявших в июле прошлого года шестерых своих сослуживцев. Одновременно суд должен рассмотреть иски о компенсации физического и морального ущерба, предъявленные родителями погибших солдат к подсудимым и их воинской части.
Трагедия произошла около 5 утра 8 июля на территории воинской части # 18590, дислоцированной в городе Каменске-Шахтинском Ростовской области. Двое вооруженных рядовых срочной службы ворвались в комнату, в которой находился караул, и открыли огонь по сослуживцам - начальнику караула лейтенанту Павлу Иноземцеву, помощнику начальника караула младшему сержанту Ивану Копычеву, рядовым Михаилу Плитину, Александру Самсонову, Андрею Носкову, Фимосу Дельмухаметову и Алексею Асовскому. После этого, сделав каждому в голову по контрольному выстрелу (выжить посчастливилось только Асовскому), они бежали из части, прихватив с собой два автомата, пистолет и около 400 патронов. Дезертиры были задержаны, когда ехали на захваченном ими автомобиле по направлению к Москве (Евгений был призван на службу из столицы, а Денис - из Кировской области и уже имел судимость за воровство).
Больше всего следователей тогда поразили жестокость и бессмысленность совершенного преступления. Сразу после задержания подсудимые объясняли свой поступок желанием захватить оружие, с которым собирались примкнуть к одной из криминальных группировок Московской области. Затем, по словам преступников, в их планы входил отъезд в Рио-де-Жанейро.
Позже убийцы поменяли показания. В первый же день судебных слушаний они отказались признать, что заранее договаривались об убийстве караула. Кроме того, подсудимые заявили о том, что не собирались вступать в банду и уезжать за границу. По словам Смышляева, он просто разочаровался в военной службе и принял предложение своего друга бежать из части. Самойлов же утверждал, что собирался отомстить лейтенанту Иноземцеву, который якобы унижал его.
Специально созданная для расследования причин этого происшествия комиссия не обнаружила доказательств существования в части неуставных отношений. Да и о какой "дедовщине" могла идти речь, если все находившиеся в наряде солдаты были почти одного возраста и к тому моменту более года служили вместе. А кроме того, еще в ходе предварительного следствия было установлено, что преступники заранее готовили убийство с целью завладеть оружием сослуживцев: у них даже было расписано, кто и в кого будет стрелять.
Пока можно сделать лишь один вывод: ни у Смышляева, ни у Самойлова не было объективных причин расстреливать своих товарищей. Нет и каких-либо обстоятельств, смягчающих их вину. Проведенная в ходе следствия психиатрическая экспертиза установила, что Самойлов и Смышляев не находились в момент совершения убийства в состоянии аффекта и были вполне вменяемы. Это подтверждают и результаты психиатрической экспертизы, проходившей в воинской части накануне трагедии.